↑ Вверх
Корзина

Ваша корзина пуста.

Главная - Статьи - Древняя Русь - Дирхем, свинцовый грузик и ячмень - что их объединяет? Часть 2.

Дирхем, свинцовый грузик и ячмень - что их объединяет? Часть 2.

Древняя Русь

Грузики дьяковского типа - одни из наиболее загадочных предметов в российской археологии. Грузики такой формы находят в поселениях дьяковской культуры повсеместно. Сначала они делались из глины и керамики. С появлением на Руси свинца их стали отливать из свинца. Причем керамические и глиняные были больше по размеру, чем свинцовые. Свинцовые грузики в массовом количестве находили при раскопках средневековых городов от Новгорода до волжского Болгара, Средней Азии и золотоордынских городищ нижней Волги. Но форма всегда была одна - усеченый конус со сквозным отверстием. Ученые высказывают самые разные предположения о назначении этих грузиков - и детали для прялки, и некий противовес, и мерные гирьки, и грузила для рыболовных снастей, и пуговицы, и украшения, и "астральные вместилища душ предков". Но точно не знает никто. В книге "Город Болгар" под редакцией Г.Федорова-Давыдова фотографии грузиков размещены в разделе "Предметы культового назначения и другие". И подробное описание 4 видов грузиков оканчивается фразой "Вопрос о назначении грузиков пока не решен окончательно...".
Археологические раскопки города Болгар на Волге под г.Куйбышевым показали наличие больших серий однотипно отлитых свинцовых грузиков и литейные формы. Ученые предположили, что в Болгаре имелись специализированые мастерские по производству таких остро необходимых в быту изделий. Причем для периода X-XII были характерны небольшие усеченно-конические грузики с орнаментированной поверхностью. Они имели аналогии со свинцовыми грузиками Нариджана и других среднеазиатских памятников X-XII веков, что служило свидетельством того, что в домонгольское время город Болгар был центром международной торговли. Не из тех ли мастерских и наши грузики? Свинцовых руд под Тверью нет, свинец по Волге привозили купцы - а в виде слитков или в виде готового товара? Не из болгарских ли мастерских?
С исчезновением финно-угорских племен мери, муромы, веси, вслед за ними исчезли из повседневной жизни и грузики. И зачем были нужны эти грузики, никто уже не узнает.

При осмотре грузиков выяснилась интересная вещь. Все грузики разной формы, разного веса и высоты. Диаметр отверстия тоже разный. Однако одна деталь у них общая - четкая загадочная зарубка на основании. Основание всех грузиков около 2 см, у всех разной толщины. Но зарубка везде идет под углом к центральной оси и заходит примерно на половину основания. Не это ли намек на использование грузиков? Зачем делать зарубку на "украшении" или "пуговице"? Зачем украшать "грузило" узорчиком? Почему "мерные гирьки" разного веса? Похоже, что все же у грузиков было скорее хозяйственное назначение, нежели магическое. Хотя кто знает?

В фильме "Фонтан" Ю.Мамина есть эпизод, где в котельную, находящуюся в аварийном состоянии, приходит дед. Первым делом он хватает привязанную к какому-то рычагу гайку и спрашивает, что это. Инженер с криком "Ничего не трогай! Это ПРОТИВОВЕС!!" выхватывает гайку из рук деда. Как помним, дед все же что-то стронул и дело кончилось катастрофой.
Сорванные со своих мест "противовесы" уже давно ничего не уравновешивают, валяясь под ногами по всей среднерусской полосе. Как воспоминание об утраченной гармонии. Какое ныне утерянное равновесие в природе уравновешивали они?? Владельцы умерли, и спросить теперь не у кого...

 

Этот грузик был такой же, как и его собратья, найденные ранее под Тверью. Узорчик, отверстие, - все было на месте. Отсутствовало в нем только одно - загадочная зарубка, которой были отмечены все аналогичные грузики. Тем не менее, сопоставив все четыре имеющиеся в наличие грузика, мне показалось, что проблеснула разгадка тайны их предназначения.

Тайна свинцовых грузиков приоткрывается.

Какое отношение к свинцовым грузикам имеет ... обычная перловка? Да, может, и никакого. Только вот вес найденного грузика составил ровно 140 ячменных зерен. Казалось бы, что такого, 140, число-то какое-то некруглое. Не 100, не 150 - а 140. Ну и что? Однако известно, что по принятой в арабском мире системе весов, 5 очищеных ячменных зерен составляют 1 карат, 0.24 г. Легендарный "дирхем времён Посланника (меиб)", соответствовал 14-ти каратам - то есть весу 70 ячменных зерен, 3.36 г. Таким образом данный грузик - ни что иное, как мерная гирька весом в 2 таких дирхема. 
Как выяснилось, никто из археологов не догадался найденные свинцовые грузики ... взвешивать!

Кучка в 5 зерен - это 1 карат. Всего 28 карат, 2 дирхема.

Проверив данную систему счета для остальных грузиков получаем, что найденные нами свинцовые грузики - это мерные гирьки на 2, 3, 4 и 7 дирхемов!

Правда, не хватает грузика весом в 1 дирхем, но и без него с помощью такого набора грузиков нетрудно отвесить товара весом в любое количества дирхемов:

Грузики разного веса хорошо различаются по форме и узору, перепутать их сложно.

Нумизматы тут могут возразить - вес арабского дирхема в разные времена менялся. Был он и 4.25 грамм, и 3.3 и 2.95 грамм. Бывали дирхемы и вовсе разновесные, скорее выступавшие в роли клейменых слитков и чеканившиеся для экспорта серебра в Поволжье... Однако среди всего этого весового разнобоя реальных монет был некий нерушимый весовой стандарт, "дирхем времен Посланника (меиб)". Вес его основывался на шариатских нормах.
Дело в том, что в исламском мире существовал и существует ежегодный налог на имущество - закяат, который отдают в пользу бедных. Стоимость имущества, облагаемого этим "налогом" в определялась и определяется до сих пор на серебряные дирхемы - 200 дирхемов серебром или 20 мискалей золотом.

Минимальным "достатком", с которого мусульманин обязан выплачивать закяат, является обладание им сверх имеющегося долга, и сверх необходимого для нужд собственной семьи ценностей на сумму, соответствующему двадцати мискалям золота (96 гр.) или двумстам дирхемам серебра (672 гр.) в течение одного года лунного календаря (354 дня). Размер закяата составлял 2.5% стоимости облагаемого имущества.

Мусульманин, не имеющий собственности на стоимость 200 дирхемов, не платит этого налога, а наоборот, сам получает деньги от правоверных налогоплательщиков.

Понятно, что вес такого дирхема не должен был уменьшаться с инфляцией и изменениями в реальном денежном обращении. Интересно также то, что данная правовая норма стала законом во времена, когда соотношение стоимости золота к серебру было 1:7 (сейчас оно достигло соотношения 1:60 - 1:80. Занятно, кстати, что закяатом не облагается награбленное имущество и взятки :)

Дирхем такого веса скорее виртуальный, а не реальный. Известные мне нумизматы не смогли припомнить реальных дирхемов весом 3.36 граммов. Однако каждый год каждый правоверный мусульманин высчитывет, насколько его имущество превышает стоимость 200 дирхемов именно такого веса.

В интернете существуют сайты, где правоверным мусульманам рассказывают как пересчитать стоимость своего имущества в серебряных дирхемах с точностью до 0.01 грамма серебра, учитывая даже пробу ювелирных изделий. (Наиболее практичную информацию смотри, например, здесь).

Более того, интересный момент в правилах исчисления закяата состоит в том, что в стоимость облагаемого налогом имущества не входят ... женские украшения (по мазхабам Шафии и Ханбали). Некоторые бизнесмены сразу могут сделать из этого положения логичный вывод - если пробить в монетах отверстия и навесить их на нитку, налогообложению такие "монисто" не подлежат. Не отсюда ли такое обилие пробитых дирхемов среди поволжских находок? (Напомню, что наличием монетных монисто и монет с дырками некоторые ученые доказывают отсутствие денежного обращения у угро-финнов. Монеты они, дескать, использовали лишь в качестве примитивных украшений).

В арабском мире существовали разные подходы к трактовке веса дирхема, на основании которого исчислялся закяат. В книге "Дурр-уль-мухтар" Алауддина Хаскафи (ум. в 1088/1677) говорится:

"При определении исходного достатка для уплаты закяата в соответствии со стоимостью серебра, необходимо использовать стоимость дирхема, соответствующего шариату. Хотя, некоторые учёные склонялись к тому, что можно использовать и обычный дирхем, имевший или имеющий хождение в данной местности".

Ибн-и Абидин в своих комментариях к этой книге "Радд-уль-мухтар аля-д-Дурр-уль-мухтар" пишет:

"Да, были учёные, допускавшие возможность использования разных дирхемов при подсчёте. Но это вовсе не значит, что учитываемый дирхем может быть легче тех трех разных дирхемов, которые имели хождение при жизни Посланника, мир ему и благословение Аллаха...Моё мнение такое же, - использовать дирхем, соответствующий четырнадцати каратам (1 дирхем = 14-ти каратам)."

По мазхабу Ханафи:

1 мискаль равен 20-ти каратам. 1 карат равен пяти сушёным, очищенным зёрнам ячменя, с отрезанными концами, общий вес которых составляет в среднем 0,24 грамма...."

Ну а вес дирхема был 14 каратов. Видно, что вес дирхема, на основании которого исчислялся налог, с давних пор детально дискутировался. Для исключения разночтений удобно исчислять стоимость имущества не в реальных денежных единицах, страдающих от инфляции, а в весовых каратах. Как видим, такому же весу соответствуют и находимые нами под Тверью поволжские свинцовые грузики. Свинцовых руд под Тверью нет. И грузики поступали сюда скорее всего в X-XII веках по Волге из мастерских Булгара, вместе с самими дирхемами. 
Однако какой товар могли покупать такими небольшими количествами - до 50-100 грамм? Наверное, вряд ли этими грузиками мерили золото. Все же цена ошибки могла быть чувствительная, да и не особо оно было в ходу в тверских лесах. Но вполне могли покупать серебро, изделия из него, соль, специи, а возможно и какую-нибудь женскую косметику. Могли покупать "на вес" и травы, но, скорее всего, их продавали как и сегодня - "на обьем".

Однако почему за основу веса взято зерно ячменя? И какое отношение весовые нормы, основанные на весе ячменя имеют к нашим грузикам? Если попристальнее посмотреть на сам ячмень, многое станет понятно...

Продолжение...

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить