↑ Вверх
Корзина

Ваша корзина пуста.

Главная - Статьи - Древняя Русь - Стеклянные иконки-литики на территории России

Стеклянные иконки-литики на территории России

Древняя Русь

Известный немецкий искусствовед Г. Вентцель в 1959 г. опубликовал каталог средневековых стеклянных иконок-литиков, который дополнил работой 1963 г. Автор собрал сведения о 171 литике, выделив среди них более 55 типов. Он рассматривает эти христианские реликвии как знаки паломников и датирует большую их часть XIII в. После публикации работ Вентцеля список литиков пополнился пятью экземплярами из Оксфорда, среди которых на одном изображена сцена Рождества, а на остальных — святые Димитрий, Яков, Феодор и Михаил. За исключением прямоугольной иконки с изображением Михаила, все остальные, овальные, повторяли формы литиков, известные по каталогу Вентцеля.

При раскопках жилого квартала средневековой крепости Калиакра в Болгарии в 1974 г. была найдена стеклянная иконка, исполненная высоким рельефом, с поясным портретом св. Софии и с греческой надписью H A С0ФIА3. По Вентцелю, такая иконка относится к типу 31. Аналогия ей известна в Музее изящных искусств Бостона.

По данным Вентцеля, на территории СССР насчитывалось 16 литиков. За последние годы число стеклянных иконок в нашей стране пополнилось еще разнообразными экземплярами, причем два из них найдены при раскопках городов. В 1974 г. при археологических работах в древнем Новогрудке (Гродненская обл. БССР) в слое XV—XVI вв. среди подъемного материала была найдена овальная иконка из глухого красно-коричневого стекла, размером 4,7x4,3 см, с изображением сцены Рождества. Справа — Мария, которая прикоснулась к яслям с лежащим в них младенцем Христом, с левой стороны — Иосиф с посохом в руке. Головы Марии и Иосифа окружены нимбами. Над яслями, опирающимися на две арки, видны головы осла и быка. В верхней части иконки нанесена греческая надпись, состоящая из букв. HГEI IHC IC (рис. 1).

По материалу, форме, размерам, сюжету и композиции новогрудская иконка имеет две аналогии: одна из них хранится в Музее христианских древностей в Ватикане, другая находится в Ашмолен музее в Оксфорде. Эта последняя, безусловно, отлита в одной форме с новогрудской иконкой, о чем можно судить по браку отливки в виде полоски в нижней части обеих иконок (рис. 2). Впрочем, и ватиканский экземпляр отлит в той же форме.

Существуют стеклянные иконки меньшего размера с аналогичным сюжетом и композицией, но в зеркальном отображении. При раскопках Сарая — первой столицы Золотой Орды (середина XIII—XIV вв.) — среди подъемного материала найдена квадратная иконка из зеленого стекла (2x1,7 см), на которой высоким рельефом изображена богоматерь с младенцем на правой руке (рис. 3). По каталогу Вентцеля известны восемь типов с таким же сюжетом, но ни один из них не соответствует иконке из Сарая.

В Отделе древнерусского прикладного искусства Гос. Русского музея хранятся три овальных литика. На иконке из черного стекла в серебряной оправе (3,5x2,8 см) виден распятый Христос с двумя предстоящими фигурами и греческой надписью IС XC (рис. 4). Этому литику аналогичны иконки из коллекций в Думбартон-Оксе, Британском музее, музеях Мадрида и Филадельфии, а также из коллекции Кибальчича, которая включала в себя 12 южнорусских находок.

Вторая иконка Русского музея — из красного стекла с таким же сюжетом- и композицией — имеет меньшие размеры (2,8x2 см) (рис. 5). В одной форме с ней отлиты литики из Британского музея, музеев Филадельфии и Принстона, а также из собора в Сплите. Иконка из темно-красного глухого стекла (2,8x2 см) с поясной фигурой св. Софии и греческой надписью H A С0ФIА (рис. 6) идентична иконкам из Калиакры и Бостонского музея изящных искусств и отлита с ними в одной форме.

По вопросу о производстве средневековых литиков существуют два мнения. Значительная часть исследователей считает, что они изготовлялись в Византии. Так трактовалась иконка с изображением св. Георгия из Приднепровья. Наиболее последовательным сторонником византийского происхождения литиков является М. Росс. По его мнению, завоевание Константинополя латинянами в 1204 г. не приостановило традиционной выделки стеклянных изделий. Этих же взглядов придерживается Г. Кузманов, опубликовавший иконку из Калиакры. Широко используя сравнительный иконографический материал для атрибуции своего литика, автор, однако, не привлекает специальную литературу об этих стеклянных иконках. Из всех литиков, найденных на территории СССР, В. П. Даркевич учитывает только один экземпляр с изображением св. Димитрия, относя эту находку к числу византийских изделий.

Вторая группа исследователей рассматривает иконки-литики как продукцию западных мастеров. В начале XX в. О. Дальтон писал, что литики с латинскими надписями, хранящиеся в Британском музее, вероятно, западного происхождения. В 20-х годах П. А. Флоренский отнес овальную иконку из черного стекла с изображением богоматери и младенца из Загорского музея к произведениям итало-критской школы. Тщательный иконографический анализ приводит Г. Вентцеля к выводу о том, что только очень небольшое количество литиков изготовлено в византийских мастерских, вся же основная масса стеклянных иконок западного, венецианского происхождения.

Отмечая расхождение во взглядах ученых о месте выделки литиков, М. Викерс полагает, что этот вопрос может быть разрешен методами естественных наук, а именно путем анализа изотопов свинца. А. В. Банк склоняется к мнению Вентцеля, а присутствие на иконках греческих надписей, по ее мнению, позволяет думать, что они выделывались для грекоязычного населения.

Место находки большей части литиков неизвестно. Принесенные паломниками, эти иконки находились в монастырях и храмах, у светской и духовной знати; безымянные, они поступали в музеи и частные собрания. О литиках, относящихся к территории СССР, дает представление табл. 1.

Неизвестны обстоятельства, благодаря которым многие литики попали в музейные коллекции. Находка стеклянной иконки при раскопках Новогрудка дает основание предположить, что большая часть этих вещей была связана с паломниками древнерусских городов. В этом нас убеждает и то, что среди музейных находок имеются литики из таких крупных духовных центров, как Новгород, Киев, Троице-Сергиева лавра. Не исключено, что отдельные иконки, в частности происходящие из Константинополя, попали в музеи другими путями.

Так как место находки подавляющего числа литиков остается неустановленным, особый интерес приобретают стеклянные иконки, найденные при раскопках. Новогрудская иконка встречена в слое города XV—XVI вв., что может быть объяснено двояко. Эта вещь, изготовленная не позднее XIII в., могла попасть в более поздний культурный слой в результате обычных в многовековой истории города перекопов. Не исключено, что литик мог долго храниться в семье его владельцев. Примером длительного хранения таких реалий является иконка с изображением св. Димитрия, которая была помещена в серебряную с позолотой и сканью иконку русской работы XV в., а Сканая оправа загорского литика относится к XVI в.

В трасологической лаборатории ЛОИА Г. Ф. Коробковой установлено, что после отливки новогрудская иконка не подвергалась дополнительной холодной обработке. Это является доказательством того, что данная иконка, как, по-видимому, и другие литики, была предметом массового производства.

Любопытны итоги количественного спектрального анализа стекла новогрудской иконки, произведенного В. А. Галибиным (ЛОИА): натриево-кальциевое стекло иконки с большой примесью марганца характерно для византийских стеклянных изделий. Подобный химический состав был установлен для византийского красно-фиолетового кубка с золотой росписью, который найден в 1958 г. в новогрудской богатой постройке XII в. Кубок входит в круг красно-фиолетовых сосудов, куда относятся также ваза из сокровищницы Сан Марко в Венеции и фляга из коллекции Рай Смита в Вашингтоне - Введение окиси марганца в состав стекла, как установлено специалистами, характерно для Средиземноморья, но особенно для Византии.

Новогрудок — этот небольшой город на западе Древней Руси — в XII—XIII вв. выделяется своими связями с Византией. Здесь за время раскопок собрана серия прекрасных тонкостенных сосудов, расписанных золотом и эмалью, в постройке второй половины XII в. найден толстостенный резной бокал, который, как полагает Ю. Л. Щапова, изготовлен в Византии, скорее всего в Константинополе. Среди других византийских изделий отметим фрагмент иконки из стеатита с изображением богоматери и младенца. Византийским изделием или подражанием ему является костяная пластинка от ларца с орнаментом в виде розетки, вписанной в круг. Отмечу также такую значительную статью византийского импорта, как амфоры, которые вместе с содержимым вывозились в Новогрудок. По количеству найденных амфор Новогрудок занимает одно из первых, если не первое место среди городов Древней Руси. Здесь же уместно отметить еще одно изделие, найденное в другом западнорусском городе Волковыске, расположенном недалеко от Новогрудка. Оно представляет собой резную костяную пластинку, которая, вероятно, использовалась как иконка. На лицевой стороне пластинки вырезаны погрудные изображения святых, а на обратной имеется крест с медальонами на перекрестьях и концах. Пластинка рассматривается либо как изделие византийской провинциальной мастерской, либо как подражание местного мастера византийскому образцу.

По материалам Новогрудка весь византийский импорт в этом городе датируется временем XII—70-е годы XIII в. Можно предположить, что если новогрудская стеклянная иконка, как следует из ее иконографии, западного, венецианского происхождения, то, очевидно, в этот западнорусский город она попала вместе с собственно византийскими находками, которые столь характерны для его культуры. Анализ стекла иконки из Сарая показал, что его химический состав тоже близок византийскому, хотя присутствие калия несколько отличает это стекло от стекла новогрудской иконки. Как полагает автор публикации иконки из Сарая, эта вещь могла попасть на золотоордынскую территорию вместе с русскими или ее завезли активно действовавшие там католические миссионеры.

Находки стеклянных иконок на территории СССР и России, особенно литики, происходящие из раскопок городов, расширяют наши представления о внешних связях Древней Руси.

Автор: Ф.Д. Гуревич

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить