Стеклянные иконки-литики на территории России |
Древняя Русь |
Известный немецкий искусствовед Г. Вентцель в 1959 г. опубликовал каталог средневековых стеклянных иконок-литиков, который дополнил работой 1963 г. Автор собрал сведения о 171 литике, выделив среди них более 55 типов. Он рассматривает эти христианские реликвии как знаки паломников и датирует большую их часть XIII в. После публикации работ Вентцеля список литиков пополнился пятью экземплярами из Оксфорда, среди которых на одном изображена сцена Рождества, а на остальных — святые Димитрий, Яков, Феодор и Михаил. За исключением прямоугольной иконки с изображением Михаила, все остальные, овальные, повторяли формы литиков, известные по каталогу Вентцеля. По данным Вентцеля, на территории СССР насчитывалось 16 литиков. За последние годы число стеклянных иконок в нашей стране пополнилось еще разнообразными экземплярами, причем два из них найдены при раскопках городов. В 1974 г. при археологических работах в древнем Новогрудке (Гродненская обл. БССР) в слое XV—XVI вв. среди подъемного материала была найдена овальная иконка из глухого красно-коричневого стекла, размером 4,7x4,3 см, с изображением сцены Рождества. Справа — Мария, которая прикоснулась к яслям с лежащим в них младенцем Христом, с левой стороны — Иосиф с посохом в руке. Головы Марии и Иосифа окружены нимбами. Над яслями, опирающимися на две арки, видны головы осла и быка. В верхней части иконки нанесена греческая надпись, состоящая из букв. HГEI IHC IC (рис. 1). В Отделе древнерусского прикладного искусства Гос. Русского музея хранятся три овальных литика. На иконке из черного стекла в серебряной оправе (3,5x2,8 см) виден распятый Христос с двумя предстоящими фигурами и греческой надписью IС XC (рис. 4). Этому литику аналогичны иконки из коллекций в Думбартон-Оксе, Британском музее, музеях Мадрида и Филадельфии, а также из коллекции Кибальчича, которая включала в себя 12 южнорусских находок. По вопросу о производстве средневековых литиков существуют два мнения. Значительная часть исследователей считает, что они изготовлялись в Византии. Так трактовалась иконка с изображением св. Георгия из Приднепровья. Наиболее последовательным сторонником византийского происхождения литиков является М. Росс. По его мнению, завоевание Константинополя латинянами в 1204 г. не приостановило традиционной выделки стеклянных изделий. Этих же взглядов придерживается Г. Кузманов, опубликовавший иконку из Калиакры. Широко используя сравнительный иконографический материал для атрибуции своего литика, автор, однако, не привлекает специальную литературу об этих стеклянных иконках. Из всех литиков, найденных на территории СССР, В. П. Даркевич учитывает только один экземпляр с изображением св. Димитрия, относя эту находку к числу византийских изделий. Вторая группа исследователей рассматривает иконки-литики как продукцию западных мастеров. В начале XX в. О. Дальтон писал, что литики с латинскими надписями, хранящиеся в Британском музее, вероятно, западного происхождения. В 20-х годах П. А. Флоренский отнес овальную иконку из черного стекла с изображением богоматери и младенца из Загорского музея к произведениям итало-критской школы. Тщательный иконографический анализ приводит Г. Вентцеля к выводу о том, что только очень небольшое количество литиков изготовлено в византийских мастерских, вся же основная масса стеклянных иконок западного, венецианского происхождения. Неизвестны обстоятельства, благодаря которым многие литики попали в музейные коллекции. Находка стеклянной иконки при раскопках Новогрудка дает основание предположить, что большая часть этих вещей была связана с паломниками древнерусских городов. В этом нас убеждает и то, что среди музейных находок имеются литики из таких крупных духовных центров, как Новгород, Киев, Троице-Сергиева лавра. Не исключено, что отдельные иконки, в частности происходящие из Константинополя, попали в музеи другими путями. Так как место находки подавляющего числа литиков остается неустановленным, особый интерес приобретают стеклянные иконки, найденные при раскопках. Новогрудская иконка встречена в слое города XV—XVI вв., что может быть объяснено двояко. Эта вещь, изготовленная не позднее XIII в., могла попасть в более поздний культурный слой в результате обычных в многовековой истории города перекопов. Не исключено, что литик мог долго храниться в семье его владельцев. Примером длительного хранения таких реалий является иконка с изображением св. Димитрия, которая была помещена в серебряную с позолотой и сканью иконку русской работы XV в., а Сканая оправа загорского литика относится к XVI в. Любопытны итоги количественного спектрального анализа стекла новогрудской иконки, произведенного В. А. Галибиным (ЛОИА): натриево-кальциевое стекло иконки с большой примесью марганца характерно для византийских стеклянных изделий. Подобный химический состав был установлен для византийского красно-фиолетового кубка с золотой росписью, который найден в 1958 г. в новогрудской богатой постройке XII в. Кубок входит в круг красно-фиолетовых сосудов, куда относятся также ваза из сокровищницы Сан Марко в Венеции и фляга из коллекции Рай Смита в Вашингтоне - Введение окиси марганца в состав стекла, как установлено специалистами, характерно для Средиземноморья, но особенно для Византии. Читайте также:
|