Прижизненный портрет Ивана Грозного на серебряной копейке |
Древняя Русь |
Копейка была найдена металлодетектором Spectrum-XLT. Разбираясь, куда пропал сигнал от монеты, мы увидели ее глазами, запутавшуюся в корнях выкопанного дерна. Монета ярко блестела на солнце и с неё смотрело хорошо различимое лицо царя. "Монеты Грозного стоят особняком среди нумизматических памятников XVI-XVII вв., выделяясь среди них разнообразием приемов в передаче деталей изображения "ездеца", выразительным и реалистичным рисунком. И.Г.Спасский смог рассмотреть в миниатюрных изображениях рисунков на монетах Грозного памятники прижизненной иконографии этого правителя. Но этим значение рисунков на монетах Грозного не исчерпывается. Именно на монетах Ивана IV прослеживается трансформация образа ездеца (всадника с копьем или саблей) к изображению самодержца, наделенными конкретными чертами правителя." (А.Мельникова) Под лупой хорошо было видно, что это именно ЛИЦО царя. Но детали, хорошо видимые глазом, долго не удавалось ввести в компьютер. Наконец, удалось исследовать портрет царя при помощи электронного микроскопа марки Didgital Blue при 60-кратном увеличении. При большем увеличении ( 200х ) портрет не влезал на экран компьютера. Величина портрета составляет ... всего два миллиметра! Ещё миллиметр приходится на модную шапку. Мастерство средневековых денежных мастеров Московии явно находится за гранью понимания. Что же удалось изобразить резчику на столь малом пространстве? Почти всё. Видно вполне узнаваемое лицо исторического персонажа. Это именно прижизненный портрет человека, имя и титул которого отчеканены на обороте монета - "Царь и Великий князь Иван Всея Руси".
Что совпало? Весьма многое: 1. общие пропорции лица и его брезгливое выражение Что НЕ совпало? Как и следовало ожидать - мягкие ткани и волосы, которые не сохраняются со временем: 1. расположение глаза в глазнице В отношении складок на лбу не будем забывать, что Герасимов воссоздавал скульптурный портрет по черепу 54-летнего мужчины. А на монете изображен 24-летний молодой человек. Складок на лбу могло ещё и не быть. То же самое и с бородой - у юноши на монете она явно короче. "При восстановлении образа Ивана Грозного в распоряжении ученого оказался не только череп, но и скелет. "Я весьма тщательно изучал особенности скелета, — писал Михаил Михайлович, — смонтировал верхнюю часть торса и в процессе этой работы обнаружил ряд таких индивидуальных особенностей, которые дали возможность воспроизвести его характерное, привычное положение головы и плеч". Иван Грозный предстал атлетически сложенным дородным мужчиной зрелого возраста, с энергичным и слегка брезгливым выражением лица."(П.Мигалев) Итак, убеждаемся, что с большой долей вероятности череп, хранившийся в Архангельском соборе в могиле Ивана Грозного и портрет на его монете - принадлежат одному человеку. Или двум ОЧЕНЬ похожим людям, не исключено, что очень близким родственникам. Гипотеза А.Фоменко о том, что "Иванов Грозных" было несколько, никакого подтверждения здесь не находит. Рисунок из книги "Ортопедическая стоматология", стр.337. В качестве "реперных точек" взяты переносица (точка a), передняя носовая ость (точка d), ротовая щель (точка b), подбородок (точка с), затылок (точка А), суставной отросток нижней челюсти (точка Б) и кончик носа (точка С). Расстояния между этими точками на портрете составляют в пикселях: ab = 90 150 : 90 = 90 : 60 с точностью всего 9%. Причем это "золотое сечение" верно и для точки d и для точки b. То есть портрет царя был сделан с сохранением всех пропорций и тщательностью, которую трудно себе вообразить. Однако при столь скрупулезном соблюдении пропорций царской головы весь остальной рисунок непропорционален. Видно, что голова царя увеличена настолько, что по размерам почти сравнялась с головой лошади! Хотя она должна быть почти в два раза меньше. Ясно, что такое нарушение пропорций сделано намерено. Перед мастером, видимо, стояла конкретная задача. Не сильно нарушая стандартное изображение "копейщика" на монете, дать различимое портретное изображение царя. Принимая, что лицо человека имеет высоту 25 см, а детали данной монеты четко видны с 20 см, можно вычислить, что лицо человека имело бы такой же угловой размер на расстоянии в 25 метров. Таким образом взяв в руку данную копейку любой московит, стоя в толпе на площади, мог без помощи бинокля и микроскопа сличить черты царя с изображением на монете. Из "таблицы видимости" для снайперов известно, что детали человеческого лица различаются невооруженным глазом до 100 метров. Интересна историческая причина потребности сверять черты царского лица с эталоном. Боязнь ли "подмены царя" тому виной или же выпуск "портретных копеек" носил чисто "декларативный" характер - сказать трудно. Но имея такую "портретную копейку" всегда можно было отличить "настоящего царя" от всяких "самозванцев": При большом внешнем сходстве "Иван Васильевич" из комедии Гайдая всё же отличается от настоящего Ивана Грозного:
Вывод однозначен: У данного типа монет есть ещё одна интересная деталь - нестандартный головной убор. Вообще на монетах Ивана Грозного происходит целое "шляпное шоу". На дореформенных монетах у всадника вообще нет головного убора - или он такой, что его нельзя отличить от прически. То же и на многих послереформенных деньгах. После принятия титул "царь" в 1547 году на копейках и деньгах появляется трехчастная корона, хотя на копейке "ФС"она появляется ещё в 1538 г. После 1561 (когда акт венчания на царство Ивана утвердил Патриарх Константинопольский и собор восточных святителей) корона становится пятилучевой. Иногда попадается нечто напоминающее польскую "конфедератку" или сплющенный "трехчастный венец". "В данном случае следует исключить всякую возможность проявления самостоятельной инициативы резчиков штемпелей. Это исключалось самой природой официальных учреждений, какими были государевы денежные дворы; к тому же здесь мы наблюдаем одновременное явление на всех трех денежных дворах." (А.Мельникова) А.С.Мельникова предположила, что всадник в великокняжеской шапке на монетах - Великий князь Владимир Андреевич Старицкий. И изображение его на монетах - есть проявление "боярского мятежа" 1553 г., когда в руках "оппозиции" могли оказаться денежные дворы. Изображение лидера оппозиции на монетах, вероятно, было вызовом царю. "Судьба этих дворов после выпуска монет с великокняжеской шапкой служит косвенным подтверждением справделивости нашей гипотезы. После выпуска крамольной деньги Тверской денежный двор прекратил свое существование навсегда, а Московский денежный двор больше не готовил новых маточников и если не прекратил, то значительно сократил свою деятельность до конца царствования Ивана IV. Причины сокращения деятельности этих двух дворов крылись во многих обстоятельствах иного порядка, но, возможно, их "проступок" тоже играл здесь свою роль... Как бы мы ни трактовали смысл изображения великокняжеской шапки на монетах Грозного, несомненным остается одно: этот выпуск отразил сложную внутриполитическую ситуацию, в которой монеты играли весьма активную роль... Может быть, в настойчиво повторяющемся изображении Владимира Андреевича Старицкого в непременной великокняжеской шапке [в Лицевом своде] имелся свой подтекст, перекликающийся с выпуском монет 1554-1555 гг., на которых изоброжен ездец в великокняжеской шапке?" (А.Мельникова) Однако, как мы видим, на нашей "крамольной монете" в загадочной шапке изображен именно Иван Грозный. Что окончательно запутывает дело. http://xlt.narod.ru/season01/ppi4.html |