↑ Вверх
Корзина

Ваша корзина пуста.

Главная - Статьи - Технология изготовления - Изготовление икон методом гальванопластики

Изготовление икон методом гальванопластики

Технология изготовления

В данной статье мы расскажем, как изготавливаются иконы выполненные методом гальванопластики. И для начала начнем непосредственно с того, что же это такое — гальванопластика?


Способ создания копий электролитическим методом открыл Б.С. Якоби ещё 100 лет назад. Этот процесс и был назван, сложным словом, гальванопластика. Подробную технологию здесь приводить не будем, с ней можно ознакомиться в Интернете или, прочитав специальную литературу, опишем только самое основное.
Если кратко, гальванопластика это – электрохимическое наращивание толстого слоя металла в жидком электролите. Нас в этой статье будет интересовать только медь, хотя гальванопластикой можно нарастить и другие металлы.
Итак, есть анод и катод. Чтобы окончательно все запутать, к аноду подключается плюс, а к катоду – минус. Ионы меди двигаются от анода к катоду.
Чтобы раз и на всегда запомнить, что и куда нужно подключать, можно просто вспомнить, что положительные заряды притягиваются к отрицательными. Ионы меди положительно заряжены, следовательно они будут притягиваться к отрицательной клемме источника питания.

 

Процесс изготовления гальванокопий рассмотрим на примере копии тороида для трансформатора, выполненного из пластилина. После изготовления формы, вокруг нее проложен зачищенный медный проводок, с которого и начнется наращивание меди. Его видно на фотографиях ниже.

Затем, на копию наносится токопроводящий слой, в нашем случае-это специальный графит в аэрозольной упаковке (Graphit 33, kontakt chemie), его удобно наносить и он имеет сопротивление в сотни ом, что будет оптимальным.

 

Из-за мелкости частиц графита, сразу видны все неровности. Хорошо это или плохо – зависит от случая. Так как медь будет толстая, то все неровности зарастут.

При изготовлении икон, в качестве "болванки" применяются спецальные заготовки (восковки), выполненые из специального ювелирного воска, на которые также наносится токопроводящий слой. Заготовки являются точной копией будущей иконы, которая получится в конце изготовления, и поэтому мелкие неровности и шероховатости на ней недопустимы. На фото снизу приведены две заготовки икон из ювелирного воска, Николай Чудотворец и Божья Матерь Владимирская.

В состав электролита входит серная кислота, которая в нашей стране идиотов отнесена к прекурсорам, а значит, в свободной продаже ее не найти. Придется доставать. Достать можно как электролит для автомобильных аккумуляторов. Концентрация кислоты нам не важна.

Итак, состав электролита для работы без перемешивания из книжки Казнаячей Б. Я, "Гальванопластика в промышленности”

CuSO4 (медный купорос) – 200г/л

Серная кислота (по массе чистого H2SO4, нужно пересчитать в зависимости от концентрации) – 30г/л

Спирт этиловый – 5г/литр (для увеличения смачиваемости)

Режим работы – 1-3 А/дм^2 при температуре 18-20 градусов.

Скорость роста меди при такой плотности тока – 220нм(нанометров)/минуту. Тоесть, для получения 1мм меди понадобится 4545минут, или три дня. При в двое большей плотности тока, время получится в два раза меньше. Все просто.

Итак, подготавливаем все ингредиенты, я готовлюсь делать три литра электролита:

Растворяем. Сначала насыпаем купорос, в него заливаем дистиллированную воду, ждем растворения, лучше перемешивать (придется ждать довольно долго!). После этого заливаем серную кислоту. Кислоту нужно заливать вот так:

Обязательно кислоту в воду, а не наоборот, и желательно по стеклянной палочке с постоянным перемешиванием. В техническом купоросе содержатся карбонаты, поэтому будьте готовы к тому, что при первом контакте в раствором кислота зашипит.

Даем раствору немного отстояться (при добавлении кислоты часть купороса может выпасть в отсадок – снижается его растворимость) и фильтруем его. Я фильтровал через обычную ХБ ткань. Знаю, что это плохо – она растворяется, но ничего другого небыло. В принципе, можно просто отстоять электролит, тогда вся грязь осядет на дно, а потом слить "вершки”.

Саму ванну для электролиза я сделал из куска 6-литрового бутыля от минералки.

В процессе растворения анода, с него слетают меткие частицы меди – так называемый шлам. Это шлам, плавая по раствору, попадает на форму. Из-за таких включений, медь на заготовке растет не равномерно, появляются дендриды. В промышленности для того, чтобы не дать шламу попасть в общий раствор используют либо кожухи из специальной кислотостойкой ткани, либо короба из ПВХ. Я решил не уходить далеко от бутылочной тематики, и сделал короб из еще одной бутылки из-под минералки.

Делается просто – сгибаем литровую бутылку до получения прямоугольного профиля и тыкаем 100вт паяльником много-много раз. Главное, чтобы, когда этот короб будет опущен в раствор, ватерлиния находилась на не истыканном дырками месте. Естественно, дно тоже не должно быть дырявым.

Погружаем заготовку. По моему, лучше сначала залить электролит в ванну, а только потом погружать форму.

Теперь – самое главное, наращиваем медь. Само наращивание состоит из двух стадий – затяжка и собственно, наращивание.

Затяжка – покрытие всей заготовки медью проводят при низких токах, обычно до 1А/дм^2. Лично я сначала вовсе начинаю со 100мА/дм^2 и постепенно довожу до ампера, ведь в начале проводимость распределена очень неравномерно и в песте залегания провода могут появиться пузырьки водорода, который попортит всю медь.

Наращивание. Тут все относительно просто – врубаем максимальный ток и ждем окончания процесса. Главное – не забывать подкармливать нашего медноядного монстрика.

Окончание процесса затяжки. Общий ток – 1А, а плотность – 0.64А/дм^2:

Сразу после окончания гальванопластики, половина тороида выглядит вот так:

Процесс изготовления икон методом гальванопластики полностью идентичен. На восковую заготовку наносится токопроводящий слой, затем посредством электрохимического процесса на ней откладывается слой меди необходимой толщины. При необходимости, поверх меди может наносится слой серебра, в результате которого получается икона "под серебро".

Единственным недостатком производства является токсичность, так как в технологии применяются химреактивы.

Гальванопластика только внешне кажется сложной, но на практике всё довольно просто. Этот способ позволяет создавать документально точные копии барельефов, монет, гербов, медалей, эмблем и т.д. Широко применяется при реставрации.

 

http://tehstudent.net/publ/racionalnye_predlozhenija/izgotovlenie_toroida_dlja_tesly_metodom_galvanoplastiki/8-1-0-346

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить