↑ Вверх
Корзина

Ваша корзина пуста.

Главная - Статьи - Технология изготовления - Небольшое исследование по иконе «Не рыдай Мене, Мати…»

Небольшое исследование по иконе «Не рыдай Мене, Мати…»

Технология изготовления

Замечательный русский художник, резчик, литейщик Родион Семенович Хрусталев подарил нам настоящее чудо, одну из самых красивых икон в медной пластике, православную Пьету, образ "Не рыдай Мене Мати, взирающе во гробе".

Было проведено сравнение иконы с инициалами МРХ, 79 , с другими иконами этого сюжета. Сравнения проводились по деталям сюжета и оформления икон, а также по геометрическим размерам (внутренний размер высоты и ширины сюжета) . Размер сюжета , а не размер самой иконы взят для большей объективности, так как края иконы могли быть обработаны по-разному. Напомню , что коэффициент линейной усадки латуни лежит в пределах от 1,2 до 2 % в зависимости от состава сплава. То есть, если сравнивать размеры модели с которой отливали икону и саму отливку, то линейные размеры модели будут на 1,2-2% больше . Важна точность и одинаковый подход к измерениям. Были рассмотрены 8 икон. Их размеры сведены в таблицу 1. Икона с инициалами мастера имеет наибольшие размеры. Именно она послужила моделью для всех остальных икон. От нее , по принципу перевернутой пирамиды пошло распространение Образа "Не рыдай Мене Мати…" по медным заведениям старообрядцев. Можно также датировать все иконы этого сюжета, как созданные не ранее последней четверти 19в. Ниже приводятся краткие характеристики икон.

1.Московская N1 (М1).

Размер иконы 115,0х98,5 мм, сюжета 74,7х64,6 мм. Инициалы МРХ и цифра 79 на нижней рамке сюжета.

Клеймо мастера литое.

2.Московская N2 (М2).

Размер иконы 113,1х97,2 мм, сюжета 73,8х63,4 мм. Многоэмальное и одноэмальное исполнение лозы. Литье чистое ,глубокое. Выпуклые буквы четкие, тонкие. Верхняя надпись хорошо читается полностью. Моделью для М2 послужили М1.

М2 одна эмаль. Размеры правой иконы 113,0х97,2 , сюжета 73,8х63,3.

3.Московская N3 (М3).

Выделена в отдельную группу в основном из-за размера сюжета, имеются другие небольшие отличия.

Размер иконы 112,4х96,0мм, сюжета 72,3х61,5мм.

- цветок на лозе (внизу,слева) имеет разрыв лепестка, у М1 и М2 цветок целый;

- знак титла над буквой М в слове МАТИ укороченный, у М1и М2 длиннее и более горизонтальный;

- исполнение надстрочного знака над словом МЕНЕ иное чем у М1 и М2 ;

- насечка под эмаль на лозе более крупная чем у М1 и М2 .

- расстояние между краем лозы и бортиком иконы больше чем у М1 и М2 и др.

У М3 чаще встречается менее чистое литье. На ряде икон есть знак в виде трех точек посредине верхнего горизонтального бортика. Правая часть верхней надписи иногда не читается полностью . Икона М3 встречается чаще чем М2 (4:1). Иконы из каталогов Гнутовой,Зотовой (N 99), Бережкова,Кирикова (N220), Сиротникова (N 70) относятся к этому виду.

Моделью для М3 послужила подправленная М2 или переливок с нее.

Цветок М2 и М3 крупно.

Дефект цветка М3.

Целый цветок М1 , М2

Насечка под эмаль. Верх М2,низ М3.

Знак титла. Верх М2, низ М3.

Три точки.

Левая часть верхней надписи. Слева М2, справа М3.

4.Московская N4 (М4).

Размер иконы 116,8х101,7 мм, сюжета 68,8х59,0 мм. Эмаль по лозе и по полю сюжета. Дополнительные декоративные элементы (звезды, окружности, прочеканенные нимбы, обрамление сюжета, «облегченная» лоза и др.). Верхняя надпись объемная. Время создания – позже М3 , на основе М3.

Слева М4, справа М3. Форма цветка идентична на обеих иконах. При подготовке модели М4 некоторые элементы лозы М3 были убраны.

5.Икона N5 (Г5).

Размер иконы 111,2 х 96,0 мм, сюжета 72,8 х62,2 мм. Цветок целый . Рамка сюжета выполнена с насечкой. На Образе Иисуса Христа сильно выделяются ребра. Верхняя надпись вылита четко, но ее часть «…взирающее во гробе…» не читается правильно (вероятно , при подчеканивании модели «потеряли» мелкие буквы). В левой части надписи буквы Д,А и М имеют характерные особенности, кроме того буква М в левой и правой частях имеет разное написание. Встречается в многоэмальном (редко) и безэмальном исполнении, с орнаментом на обороте и с ушком. По ряду признаков , вероятное место производства – Гуслицы.

Моделью для Г5 послужила прочеканенная М2 .

Икона N221 из каталога Бережкова В.Н., Кирикова А.А. ( с четырьмя высокими Херувимами) , относится к этому типу икон и может быть датирована более точно – 80-е, 90-е годы 19 века, несмотря на кажущуюся «старину».

Верхняя надпись Г5.

Аналог Г5 без эмали.

6.Икона N6 (У6).

Размер иконы 110,5х94,3 мм, сюжета 71,2х60,7 мм.

Особенности:

- грубоватое литье, отсутствие некоторых деталей ( в одежде Богородицы, нет локона Господа между ликами и др.);

- на нимбе Образа Господа добавлена буква W;

- Богородица обнимает Сына одной рукой;

- форма глаз Спасителя и Богородицы;

- неровная и неполная верхняя надпись;

- «сбой» в левой части орнамента , украшающего Гроб и др.

Моделью для данной иконы послужила основательно подправленная М3.

Предполагаемое место изготовление – Урал.

Особенности представленной иконы.

На обратной стороне имеются два углубления , соединенные между собой. Первое что можно предположить – это место для хранения каких-то святынь. За это говорит и то , что за оборотной стороной иконы владельцы следили лучше чем за лицевой. Она отполирована до блеска, остались только самые глубокие следы от напильника. Поверхность углублений покрыта тонким слоем вещества ,похожего на воск с прилипшими ворсинками. Вероятно это нагар от свечей с ворсинками материи , которой протирали икону. Первоначально углубления планировалось сделать по верхним углам обратной стороны ( осталась разметка). На лицевой стороне иконы эмаль была положена и на поле сюжета.

Икона У6.

Аналоги У6.

Лики крупно У6.

Верхняя надпись У6.

«Сбой» орнамента У6.

Обратная сторона У6 (представленной).

7.Икона N7 (У7).

Размер иконы 102,0х88,1 мм, сюжета 67,2х57,0 мм.

Очень плохое литье, все три иконы этого вида имеют одинаковые дефекты литья, что указывает на одно место их производства и плохую исходную модель. Небольшой размер и плохое литье иконы объясняется многократными переливами.

Некоторые особенности: вторая буква в верхней надписи имеет иное написание, выступающие буквы и знак титла более компактные и объемные, еле заметная насечка по периметру сюжета и др.

Основой для модели данной иконы могла послужить Г5.

Вероятное место производства – Урал.

Икона У7.

Аналоги У7.

Особенности надписи У7.

Одинаковые дефекты литья У7.

Ниже представлено фото «промежуточной» иконы между Г5 и У7, вероятно тоже уральского производства.

8. Иконы описанные в каталоге Сурова М.В.

8.1 Икона с навершием «Троица Новозаветная».

Основой для этой иконы послужила М3 (виден дефект цветка).

8.2.Иконы описанные в каталоге Сурова М.В. , без изображений.

Лично для меня они представляют особый интерес , т.к. не видел не «в живую», не на фото. Если у кого-то есть фото и не жалко, сбросьте пожалуйста на Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript , и уж коли начал клянчить , то у меня нет фото икон «Не рыдай…» из каталогов Жекеля и Голубева, если таковые там имеются конечно. Буду очень признателен тем кто поможет.

Описание из каталога Сурова М.В.

9. Икона из каталога Карпенко Е.В.

10. Икона с верхней надписью в две строки.

Для информации привожу фото гальванопластики этого сюжета. Хотелось бы отметить хорошее качество исходной модели. Размер иконы 105х90 мм, сюжета 72,2х61,7 мм.

Таблица 1.

Икона Высота иконы, мм Ширина иконы,мм Высота * сюжета,мм Ширина* сюжета,мм
М1 115,0 98,5 74,7 64,6
М2 113,1 97,2 73,8 63,4
М2(2) 113,0 97,2 73,8 63,3
М3 112,4 96,0 72,3 61,5
М4 116,8 101,7 68,8 59,0
Г5 111,2 96,0 72,8 62,2
У6 110,5 94,3 71,2 60,7
У7 102,0 88,1 67,2 50,7

* - внутренние размеры сюжета.

В конце повторюсь, что именно Хрусталев Р.С. создал в медной иконопластике Образ «Не рыдай Мене Мати, взирающе во Гробе ». Лично для меня ни одна из медных икон не может с ней сравниться.

Я думаю, что используя такой подход с использованием лупы и штангенциркуля, можно попробовать показать, что целый ряд других образов ( Преподобных Марона, Нифонта, Паисия Великого, Единородного Сыне и многих других) появились в медных иконах, только благодаря этому великому мастеру. Вероятно это уже сделано. Я, к сожалению, не знаком с работами Зотовой Елены Яковлевны- это ее поле. Может быть у кого-то есть ее диссертация , там есть глава посвященная Хрусталеву.

Вот пока и все , буду рад выслушать замечания, пожелания, критику и т.д. и т.п.

С уважением, Кукушкинд..

 

Комментарии   

 
# Сергей 30.01.2015 02:04
не рыдай мене и ты взирающий
(не рыдай и ты меня видящий),
утверждение типа (не рыдай мне тут взирая на меня)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Сергей 30.01.2015 02:06
не рыдай мене и ты взирающий
если мягко то(не рыдай и ты меня видящий),
если утверждение то (не рыдай мне тут взирая на меня)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить