Плачущие ангелы: история уникального креста-энколпиона XV века |
Статьи о медном литье |
Разобраться с историей этих крестов-энколпионов меня подвигла находка такого креста украшенного эмалью. Находчик тщетно искал доступную информацию по этому виду крестов не зная, что её практически нет. Специально я не интересовался данной темой, но тут стало интересно, что же собой представляют кресты этого типа? Иконография Распятия на створке первого типа повторяет иконографию иконы XIV века из праздничного ряда Софии Новгородской. Характерна и конусообразная Голгофа с Главой Адама в пещере. По бокам креста ростовые фигуры предстоящих - Богородицы и Ионанна Богослова в образе юноши. Отличие в изображении Распятия на створке энколпиона от иконы из Софийского собора в отсутствии надписей на второй перекладине креста, есть только табличка с надписью IСХЪ, и в добавленных изображениях плачущих ангелов. Эти изображения очень трогательны. В целом эта створка наиболее архаична по исполнению и создана в XIV веке. Использование иконографии Распятия представленной на створке под номером один можно наблюдать на иконе работы Дионисия. Только вместо плачущих ангелов над крестом и под его второй перекладиной, этот мастер изобразил нижних ангелов в новой роли. Одного приводящего Новую Церковь, другого уводящего Старую Церковь в образах женщин. Добавилось и количество персонажей у креста. Всё это логическое развитие образа во времени и новой церковной и культурной реальности. Соответствующее усложнение иконографии наблюдаем и на лицевой створке второго типа. Изменяется вид самого внутреннего креста, рисунок его приближается к изображению на иконе из Софийского собора. Появляются характерные надписи на обеих верхних перекладинах креста, что характерно для византийской и балканской традиции. Влияние искусства палеологов этого периода на русскую иконопись, и новгородскую в частности, хорошо известно. Предстоящие смещаются в стороны, остаются только погрудные изображения. Добавляются чтимые новгородские святые - Мина и Власий. Голгофа изображается в виде небольшой арки. Вероятно этот крест последний представитель энколпионов этого типа созданный ещё в вольном Новгороде, до его присоединения к Москве. Теперь перейдем к рассмотрению изображений на обратной створке крестов - энколпионов этого типа. Главной особенностью этих энколпионов, отличающей их от других крестов этого периода, является изображение однокупольного храма на обратной створке. Такие храмы являются доминирующими памятниками архитектуры в новгородской земле. Возможно такое символическое изображение Церкви Христа, о чем говорит надпись IСХЪ по сторонам купола церкви, было взято по аналогии с традиционным изображением на резных каменных паломнических образках сюжета «Жены мироносицы у Гроба Господня», широко распространённых в Новгороде. На крестах с лицевой створкой первого типа, на обратной створке, в боковых проемах храма, между колоннами ничего нет. Центр занят фигурами, в полный рост, первосвященника Стефана, с кадилом в правой руке и свитком в левой. Рядом святитель Николай Угодник с Евангелием в левой руке, правая рука поднята на уровне груди в благословляющем жесте. Размещение в пространствах между колоннами символа Этимасии (Престола Уготованного), ещё раз подчёркивает что это Дом для Бога. Эти символы появляются на крестах с лицевой створкой второго типа. Изображения святых, размещаемые на обратной створке, по замыслу автора вторичны, это только дополнение к главному идейному символу - Церковь Христова, или Храм Божий. Не желая искажать истину, не могу с достоверностью сказать - кто из святых изображен на обратной створке этой разновидности энколпиона. Но в средокрестии, по облачению, кто-то из святителей. Чего нельзя сказать о святом в нижнем клейме лицевой створки. Его одежда больше похожа на монашескую. По аналогии с более поздним вариантом можно предположить, что два святых внизу обратной створки это св. Стефан и св. Афанасий. Так завершается долгий путь развития прекрасных образцов мелкой христианской пластики, созданной замечательными мастерами вольного города Новгорода. Читайте также:
|