↑ Вверх
Корзина

Ваша корзина пуста.

Главная - Статьи - Статьи о медном литье - Редкая медная икона Преподобный Трифон и блаженный Прокопий Вятские Чудотворцы

Редкая медная икона Преподобный Трифон и блаженный Прокопий Вятские Чудотворцы

Статьи о медном литье

 

Комментарий о. Алексея Лопатина, автора фото: "Знакомый показал очень редкую меднолитую икону. Я до сих пор такую не видел. Преподобный Трифон и блаженный Прокопий Вятские Чудотворцы. Изготовлена, скорее всего, в селе Старая Тушка, Кировской области, Лукой Арефьевичем Гребневым в начале XX века."

Название села Старая Тушка, происходит от одноименного названия реки, которая впадает в реку Вятку.

Старообрядчество появилось на Вятской земле из Данилова монастыря, основанного на реке Выг Олонецкой губернии в 1694 году. Уже в XVIII веке насельники Данилова монастыря посещали вятский регион, жили здесь некоторое время, укрепляя дух противления среди местных. Часто, сами вятчане, в основном из крестьян, спасаясь от рекрутчины, а то и просто из любопытства, зная о благолепии Выговской пустыни, посещали эту обитель, возвращаясь на Вятку настоящими приверженцами Древлеправославия. Новый мощный приток старообрядцев на Вятскую землю был связан с закрытием Выгорецкой обители в 1855 году, когда по указу Николая I были выселены из обители и скитов, на места приписки, все проживавшие в них люди. Одним из основателей староверия на Вятке был беспоповец Епимах Терентьевич Черезов. С этим именем связана история основания села Старая Тушка...

Вятское село Старая Тушка, превратилось в начале XX в. в один из старообрядческих издательских центров. Организатором старообрядческого книгопечатания на Вятке стал федосеевец Лука Арефьевич Гребнев - личность разносторонне одаренная. Он известен как иконописец, гравер, переплетчик и оформитель рукописных книг, сочинитель духовных стихов и произведений по вопросам веры, учитель крюкового пения.

Шрифты и многие элементы украшений изготовлял сам Гребнев.

Л. А. Гребнев родился в д. Дергачи Уржумского уезда Вятской губернии в 1867 г. Информации о его жизни и деятельности до рубежа XIX - XX вв. не так много, есть лишь воспоминания его внучатой племянницы Е.А.Чекалкиной, он «был кроткий, молчаливой… С малых лет садил яблони, вишни, даже калины насадил, сад был очень большой. Очень был трудолюбив. В доме он имел для работ избу на верху на погребе. Там, я помню, на стенах и на потолке были нарисованы мадонны и Ангелы, красиво было посмотреть, раскрашены».

В 1908 году, он построил две избы на общих сенях – в одной жили, а в другой работала типография.

Расположенное в глухой вятской глубинке, заведение сразу же встало в один ряд с известными старообрядческими типографиями в Москве и Уральске, ни в чём не уступая им в качестве продукции, и успешно выполняя общую задачу насыщения богослужебной и просветительской литературой общин ревнителей «древлего благочестия». В типографии было занято от 3 до 6 рабочих, причём все они были родственниками Гребнева. Наряду с типографией он завёл иконописную и литейную мастерские.


В 1911 году умерла супруга книгопечатника, и воспитание сына Фомы взяла на себя его не выходившая замуж сестра Прасковья. С приходом советской власти, дарованная царским правительством свобода вероисповедания закончилась. 18 октября 1918 года начальник уездной милиции И.Г.Колотов увёз из Старой Тушки в Малмыж конфискованные печатные станки и шрифт гребневской типографии. Был арестован и книгопечатник. Вскоре его отпустили на свободу, однако аресты продолжались и в последующее время.

После конфискации типографии, Гребнев с сыном и несколькими помощниками вплоть до 1929 года, продолжал писать и отливать кресты и иконы. Из его мастерской выходили также колокольчики, шестерни для дрелей, медные втулки для тарантасов. По воспоминаниям З.М.Черезова, для лучшего освещения помещения в тёмное время, в гребневском доме «к потолку были подвешены большие стеклянные шары на блоках, которые наливались водой и сбоку ставились лампы». Также Гребнев занимался садоводством и в голодный 1921 год, многим помогал продуктам и никогда не требовал возврата, полагаясь на совесть.

В 1920-е гг. одним из ближайших друзей Л.А.Гребнева стал учитель А.И.Янкин – организатор приобретшего вскоре всероссийскую известность Новотушкинского музея местного края. Для «наиболее ценного и богато обставленного» старообрядческого отдела, Л.А.Гребнев передал множество напечатанных им, а также собранных за долгие годы рукописных и старопечатных книг XVI–XVII веков (в том числе «Острожскую Библию» Ивана Фёдорова и «Псалтырь» Мамоничей).

Докладывая руководству Вятского губмузея, Янкин убедительно просил выдать «одному из видных добровольных сотрудников» музея охранную грамоту, чтобы его не трогали власти. Но в 1928 году Л.А.Гребнев был лишён избирательных прав, а в 1930 году, как говорится в уголовном деле, «окончательно раскулачен».

Гребнева обвинили в участии «контр-революционной церковно-кулацкой группировки», которую он якобы возглавлял. Составляя обвинительное заключение, следователь подчеркнул карандашом слова из письма жившего «в Эстонии» Г.Е.Фролова к Л.А.Гребневу о том, что «приближение идёт Страшного суда». Отрицая проведение нелегальных собраний, Гребнев признавался лишь в том, что «после моления-обедни иногда у нас решались вопросы чисто религиозно-церковного характера».

14 мая 1932 года Л.А.Гребнев вместе с единоверцами был осуждён Особой тройкой при ОГПУ Нижкрая на трёхлетнюю ссылку в Северный край, объединявший тогда Архангельскую, Вологодскую области и Республику Коми. По некоторым сведениям, он скончался на этапе в г.Котласе. Видимо, его похоронили там же, на кладбище Макариха.

Использованы материалы из книги В.Семибратова и статьи Мартыновой Н.П.

http://mu-pankratov.livejournal.com/406420.html

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить