↑ Вверх
Корзина

Ваша корзина пуста.

Главная - Статьи - Статьи о медном литье - "Зачем ломали нательные крестики?" Продолжение...

"Зачем ломали нательные крестики?" Продолжение...

Статьи о медном литье

 

На одном из форумов любителей металлодетекторного поиска,  в очередной раз была затронута интереснейшая тема: зачем ломали нательные крестики? Из данной темы  взяты отдельные цитаты, стилистика сохранена.

Началось всё банально. Поехали на одно интересное место. Пособирали  чешуи Грозный-Пётр, домонгол часто проскакивал тоже иногда, империя и совок больше сотни вылезло - ну так побочно, всё хорошо, хоть и сотни копарей там побывали, в основном свинорои с незакопанными ямами. Правда были и закопанные, что радует. Правда, мало.

Также иногда проскакивал домонгол, ну и по 14-15 кое-что влетало, всё локализовали довольно быстро, но было понятно, что на чудо рассчитывать не стоит - наш брат выскоблил всё подчистую.

И вот на этом битом-перебитом месте, среди десятков ям коллег, вдруг бац - нахожу пропеллер, буквально сверху и на чётком сигнале.

Радости не было предела, но и думки сразу пошли, мол, с чего бы это вдруг и как так. Неспроста.

В 7-и метрах от этого пропеллера поднимаю 4 обломка другого пропеллера, этот попроще, но из одной ямки и по изломом с "той" патиной понятно, что ещё "тогда" его разломали и похоронили "гуртом". Оба-на, наводка, пазл начинает складываться. Да и обломки совпали.

Затем опять поехал и там же, между 1-м пропеллером и вышеуказанными обломками на слабом сигнале поднимаю "скрученный узлом" пропеллер, но без оглавия.

Вся металлопластика выкопана на квадрате примерно 10х10м. Остальное - в округе. Плюс обломки.

Отсюда вопрос. Что это было? К чему тут версия знаменитой Гнутовой "нужно «упокоить» старые ветхие образа и кресты." ? Где тут ветхие кресты? Где изношенность?

Отсюда выдвину свою версию, откуда такие "странные пропеллеровые пятна" происходят.

ИМХО, это было некое святое место (может бывшее капище) и люди сюда приходили испокон веков. Во время всеобщей христианизации место не забылось и просто пошло другое веяние времени, а именно пошла традиция закапывать кресты либо ломанные, либо створки энколпионов, либо целые наперсные кресты прикапывали, в том числе и энколпии. Не суть. Но пошёл такой обряд. Закапывали именно сами носители крестов (либо их родственники), иначе из одной лунки не лезли бы пропеллеры один за другим, притом, что место не пахалось. Почему и целые, и ломанные, и гнутые закопаны в одно и то же время примерно?

Думаю так.

Если человек был плохой, обманывал своих, был разбойником или неким "тать" - его крест наперсный ломали на несколько частей и прикапывали над ним. Некий знак и символ греховности человека. Ну, типа разрушил свою карму и получи, мол, ломаный крест. Или что-то в этом роде.

Ежели человек был нормальный, не косячил, не обманывал, не кидал своих и жил праведной жизнью, но вдруг в конце жизни, к примеру, украл козу у соседа или улей с пчёлами, а затем вдруг внезапно преставился - сгибали его наперсный крест и слегка прикапывали над его могилой. Ну, типа не совсем гад, просто оступился и покаялся (возможно?). Церквушка-то вроде была, холмик есть.

А ежели человек ничем не запятнал себя при жизни, был достойным членом сообщества, правильно и честно прожил свою жизнь до конца - над его гробом прикапывали целый крест. А если преставилась, к примеру, его такая же честная жена или не менее благообразный близкий родственник, то и второй пропеллер ложился чуть выше первого. Ведь из одной ямки 2 пропеллера выскочило, причём один над другим.

Это всё, конечно, мои домыслы и гипотезы, чисто по опыту копательскому, не только по этому случаю, а и вообще по своей практике и мироощущению. Но видится так почему-то. Ну как версия, не более того.

Интересный факт - ни одной головы энколпия не нашли, хотя и створки энколпионов, и квадрифолий, и створка квадрифолия попались. Вопрос. Где оглавия? Куда девались?

Может в каких-то критических ситуациях (война, набег, мор и т.д.) люди оглавия оставляли на себе (образ Христа), а остальное прикапывали с мольбой и прошением защиты Бориса и Глеба (ну и остальных святых), чтоб эти самые святые помогли в бою или излечили от болезни? А может просто уходили на войну и прикапывали святыни, веря, что вернутся по-любому? Ну, или просто, что уходя в дальнюю дорогу (паломничество) нужно прикопать крест и обязательно вернёшься к этому месту?

Ну, это так, что первое приходит в голову, можно ещё несколько версий накидать, напрягшись. Это не проблема.

Но, интересно всё же выработать единое мнение, почему люди в 14-16в закапывали целые, наперсные, дорогие кресты по доброй воле, причём малоношеные, почему их просто гнули или даже ломали? Ведь крест - это святыня и нельзя над ним надругаться, всё происходило задолго ДО никоновского раскола, и вообще, откуда всё это повелось? Ведь нет ни одной реальной и всамделишной версии этих "подломов" и "закапушек" насовсем на маленьком пятачке земли, но такие случаи частенько встречаются, насколько известно.

Читал о подобных "групповых" захоронениях наперсных крестов не раз, но так к единому знаменателю там и не пришли.

Так что же это было?

 

Такие скопления типичны для алтарных частей церквей на погостах или часовен при них. Никто их не закапывал, а культурный слой возникал из-за пепла и перегнивших головешек. Разная глубина объясняется распашкой распашка и жизненными процессами в почве, как и фрагментирование крестов. По древней традиции подобные кресты и энколпионы в Ярославской, Владимирской, Рязанской, Тульской, Калужской и др. областях клали под валунные и плиточные надгробия и, бросали монетку, обычно, мелкую. В единичных случаях прикапывали на отдалении от некрополя.

По югу Ярославской ни одного валунного захоронения обнаружено не было, всегда известковые плиты, точней остатки от них. Культурный слой именно в этих местах, как правило, слабый, хотя совсем рядом присутствует обычно хорошая культура. Монетки в виде полушек и денег тоже попадаются, но мало.

Слышал о подобной находке в Ярославской обл., около Шопшы лет 6 назад подобный набор (штук 20, видел на фото) пропеллеров и створок энколпионов попался. Все достаточно больших размеров и все были целые. Были зарыты неглубоко на площади 2 на 2 метра. Следов человеческой деятельности рядом никакой нет: край поля, где пасут коров. Правда метрах в 100-150 через овраг небольшая церковь стоит. Одна из версий, что были зарыты во время церковной реформы.

Вторая, что связано с каким-то обрядом, так все были в очень хорошем состоянии, правда, все створки по отдельности, но парные

Придерживаюсь мнения, скопление крупных предметов локально - показатель либо погоста, либо захоронения. Как исключение литейка, вещевой клад. Остальное от лукавого.

 

Значительные перемещения в почве предметов осуществляются мышами, кротами и т.п., а порой и корнями растений. При этом предметы подвергаются механическому воздействию, приводящему к изгибам и поломке изделий. Причем, чем позднее осуществлено воздействие, тем легче предмет ломается, что объясняется их естественной кристаллизацией. Об этом говорят ровные края (без изгибов) на местах сломов. Чтобы проверить, добудьте медную пластину соответствующих параметров и поломайте ее вручную. Особенно рекомендую постараться руками от нее отломить фрагмент, шириной в 5-7 мм.

Это ровные края без изгибов на местах сломов? Да там даже патина того времени, не говоря уж конкретных, характерных изгибах на месте сломов.

Вот и я писал о том же, попробуйте отломать кусочек современной меди, хрена с два получится или только с множеством изгибов, по-любому. Что и явственно видно на данном кресте.

Ну, вот посмотрите на эти 4 обломка, неужели Вы думаете, что почва с мышами-кротами вместе взятыми могли переломать в одну минуту столь серьёзный кусок недавно отлитой бронзы? Ну, какой тут нафиг грунт? Это же человек ломал и ссыпал всё в одну ямку, откуда я всё это и достал. Ну, гляньте на изгибы, только человеческие руки могли настолько мелко переломать крест, никакой мороз, грызуны или подвижки почвы. И таких примеров могу ещё накидать, если надо, материала достаточно и не только по этому месту.

Обломки подняты примерно со штыка. Конечно можно порассуждать и о дороге (древней, того времени), но свежеотлитую бронзу дорога точно не раздербанит на столь мелкие кусочки. Почва, на штык культура, потом песок с небольшой примесью глины.

Почему же другие кресты в метре от этих обломков все целые и на той же глубине? Ну, или гнутые, но не на мелкие осколки поломанные? Почему самый первый крест (по продажной теме) найденный в 3-4см от поверхности вообще не имеет никаких ударов, изгибов и изломов? Где логика?

А логика проста, как 3 копейки. Одни кресты ломали и закапывали, другие просто гнули и тоже закапывали, а многие просто клали целиком в ямку и слегка прикапывали или закапывали чуть глубже, не суть. А суть в том, что это всё делал человек, а не почва, морозы или подземная флора с фауной. Только человеческие руки по какой-то причине ломали, гнули или сохраняли крест. И вот этой причины пока в перспективе не видно. Ни одна теория точно не объясняет этого феномена.

Человек - нет, не может. А вода - запросто. Крест пролежал лет сто или поболее в земле. Коррозия, изменение структуры металла. Дождливая осень, ямка заполнилась водой. Ударил мороз, ледяная глыба с крестом в ней.. бздынь! - лопнул пропеллер. Кто забывал в морозильнике бутылку с пивом - в курсе процесса.. Не за один год, конечно - но ежегодно и постоянно "усталость" металла могла накапливаться. А потом "мыши и червяки" растащили обломки "по углам". Я, как биолог, точно знаю: "корнеживущий слой" - тот слой, где и обитает почвенная фауна, на площади в 1 га полностью перемешивается за 20 лет..

..Версия про погост и положение крестов под намогильные плиты хороша. Но никто не отменял версий и про вещевые клады. Тот же деревенский литейщик мог "скупать у населения" для своей работы "сырьё" - и ему могли продавать кресты, предварительно испортив их для невозможности "вторичного" использования.

Крестики и поныне на иконы вешают в качестве подношений при благодарности или просьбах, в том числе и золотые, отсюда и локализация, кресты не ломали и не закапывали, при изготовлении (отливе) одни кресты получали микротрещины, другие нет, дальше доделывала свои дела влага в грунте, замерзала-оттаивала, подвижки грунта сезонные, корни растений (одуванчик асфальт проламывает). Крест в православии, как икона. Кто в 16 веке икону ломать или рубить будет?

 

А могли некоторые люди просто целый крест класть под надгробный камень...

А другие могли умышленно перед закладкой ломать... чтоб не украли.

Документально подтверждено, что в России ещё в 19 веке прошлись *кладбищенские грабители* меднолитой пластики, которая вставлялась в могильный крест...

в наши времена, с началом эры металлопоиска, такое грабительство продолжилось...

так вот многие начали медные иконки и киотные кресты приколачивать к деревянному кресту гвоздями... сам видел неоднократно на староверских кладбищах...

и тогда жулики без веры и совести были... даже ещё больше...

О чем спорите?  Поглядел загибы и сломы... Мое мнение - вода сломала. Могу физику процесса объяснить.

 

Думаю, все копали сталинские пятаки и трояки? У всех попадались выгнутые как линза? А физика такая. Осень. Днем солнышко пригревает, ночью минус. В земле воды много подмороженной. Днем солнышко засветило, земля чуть отходит, а пятачок, в силу своей теплопроводности, даже под землей, нагревается сильнее, под ним вообще тепло. Туда потихоньку скапливается вода, что по бокам пятака оттаяла. Короче под металлическим предметом линза воды. Ночью она замерзает, от краев к середине, и начинает лед в центр пятака давить, а края его уже в землю вмерзли, вот он и выгибается тазиком. Не за раз конечно, из года в год.

Честно скажу - совсем не та аналогия. Один предмет выгнулся, а рядом точно такой же нет? Ерунда. Не верю. Все кресты лежали примерно рядом, одни ломаные в труху, другие - муха не сидела. Сказки.

Вот и я тоже придерживаюсь мнения, что ломали кресты, перед тем как положить их в Землю. Для чего конечно не понятно, но некоторые бывают сломаны аж на 5-6 частей. И ещё одна закономерность, в моей практике было, что в трёх подобных местах, выскакивали крупные створки домонгольских энколпионов, вместе с пластикой строго 15-16 века. И вот думай после этого что хочешь.

 

на том месте могли устраивать кулачки, в драке, оглавия оставались на кожаном шнурке на шее, а кресты разваливались при ударе в грудь, благо, что наши предки не особо слабые были...

это как версия, может она и утопическая

Хорошая версия, но надо то место видеть ... меньше чем ринг боксерский (или как ринг) ... там больше двух человек биться не могут, ибо размахнуться негде ...  Да и узлом пропеллер завязать ... это если лошадь лягнёт в грудину селянина, и то так не загнет ...

Это же, как надо в грудину втащить, что бы свежеотлитый пропеллер сломался, а порой аж на несколько частей.

А помните у Лермонтова ... На груди его широкой висел медный крест, и погнулся крест и вдавился в грудь, как роса из-под него кровь закапала ...

Ребят! Еще раз учим историю. Кулацкие бои имеют место на краю села, на крутом укосе берега реки, но на пятаке 10Х10 не было. Скорее алтарь часовенки там был!

 

тем, кто хочет верить в придуманную сказку... причём придуманную самими же... удачи... Сомневающимся повторю... Крест Христов-Символ Веры. В 16веке Русь была поголовно ну ОЧЕНЬ верующей страной... даже, по отзывам иностранцев...

кресты эти же не выбрасывали...

Может действительно обряд какой-то был... или поверье... типа нельзя крест другого человека носить... ломали и в часовне оставляли.

 

А насчёт очень верующей страны... в 16-м...

К тому времени христианство уже обросло обрядами и поверьями... да и *сказок*о чудесах придумано немало...

А раскол чуть позже? Из-за вопиющей неграмотности погибло огромное количество русского народа... которые шли в гибельные леса и непроходимые болота... за *веру*...и у многих она была только в двух пальцах...

А потом эта *вера*(беспоповцы) разрослась в сотни сект,*толков* и *согласий*...

.кто-то целыми деревнями в срубах сжигался... кто-то половые органы отрезали... хлысты... радетели... дыромоляи...

99% вообще никогда Библию не читали..

в одной деревне до сих пор по-нескольку толков... на каждой улице свой поп...

чего только не напридумывали эти неграмотные *верующие*люди... у многих вся вера построена на обрядах...

да что говорить, люди раньше крепко верили и сами были жилистыми и чистыми "выживальщиками", не то, что нынешнее племя, слабое и немощное.

Ну не могли эти жёсткие и чёткие люди просто так ломать святыню-крест, значит, была на то ну оооочень серьёзная причина. И вот именно эту причину никто точно не знает, какие бы версии мы тут не двигали.

Русь в 16 веке, кратко говоря, была чрезвычайно агрессивным государством. На западе Москва снова проявила агрессию по отношению к Литве. В ходе Ливонской войны был уничтожен Ливонский орден, однако в войну включилось сразу четыре государства – Польша, Литва, Дания и Швеция. Агрессия была остановлена, и для Москвы это поражение обернулось тяжким кризисом. Возможно, что кресты ломали иноверцы на месте казни селян или другого действа. Пришли татары или поляки или лабусы или еще кто-нибудь, посрывали кресты, поломали их и втоптали в грязь, а людишек в Крым в рабство ...

При этом не забыли похоронить их возле часовеньки? Со всеми славянскими почестями?

У меня железные аргументы по поводу такого скопления пластики конкретно 15-16 века, но в силу морали озвучивать их на всеобщее обозрение не собираюсь. Для меня остаётся только один вопрос открытым, почему они ломаны? Патина на сломе всегда один в один как на кресте, это говорит только о том, что их ломали, перед тем как их положить туда, где мы их сейчас находим.

 

Эти кресты скидывали после чумных захоронений!

"По прочтении писцовых книг конца XVI века возникает впечатление, будто страна пережила вражеское нашествие. Необработанными оказались до 90 % земли. К тому же в 1570--71 гг. в дополнение ко всем бедам на Россию обрушилась эпидемия чумы."

Чего? Чума много народа покосила, а крестов попадается всего по несколько десятков, в самом лучшем случае, а от чумы народ погибал тысячами, вот и сопоставляйте. ПО поводу 90 процентов, не обработанных земель, на конец 16 начало 17 века. Для начала царь Иван с опричниками почудил, потом чума, несколько лет не урожая подряд, плюс после завоевания Поволжья Иваном 4,много народу ринулось в поисках счастья туда, ну и контрольный выстрел в голову сделали поляки. "Особенно пострадали города Нижний Новгород, Рязань, Коломна, Переяславль, Москва, Тверь, Владимир, Ярославль, Суздаль, Дмитров, Можайск, Волок, Кострома и Белозерск. В Москве и Твери эпидемия продолжалась и в 1365 г., и в том же году она появилась в Торжке, Ростове[31] и Пскове. Смертность в эту эпидемию была ужасная, мертвых не успевали хоронить, в одну могилу хоронили по 5-10 и более трупов; в день умирало по 2-30 человек, а местами даже до 100 и более. Многие города и села запустели, множество домов совершенно вымерло. Ни о лечебных, ни о предупреждающих мерах против болезни упоминаний нет[32]. Эпидемию упоминает Лаврентьевская летопись и Московский летописный свод, причем упоминание Московского свода самое полное среди данных летописей за весь рассматриваемый период: «На то же лето мор бысть в Новгороде в Нижнем. На ту же осень мор бысть на Костроме и в Ярославле … на ту же зиму и весну мор бысть в Переславли»"

Ну, тут ближе к истине была бы Псковская летопись, там описывается чума 1552 года (мы же изначально речь вели про 16 век) вот только места где эта эпидемия чумы была никак не совпадают с местами, о которых идет речь в теме. А Московский летописный свод немного более ранние события описывает, да и полагаться на истину этой летописи тоже можно условно, поскольку она переписывалась через 100-150 лет от описываемых в ней событий, а источником служили другие летописи, писанные в местах которых эти события вообще не коснулись.

Там самое важное описывается менталитет людей той эпохи, которые верили что все их беды и несчастья, это наказание за их грехи, и что нужна расплата. Возможно что кресты и закапывались у часовен, во избавление человека от какой либо болезни или тотального невезения, тогда могли и золотой крест не пожалеть, ради исполнения заветного желания. Они Храмы за один день возводили

Вот только загадка, почему запчасти от предметов культа закапывали?

Хотя памятуя их самоотречённость в труде и возведении грандиозных сооружений на скорость, техника безопасности там явно была не на высоте, отсюда и поломанные предметы... носить уже не будешь, а выбросить грех....

 

"Эпидемии, судя по тому, какое место им отведено в русском летописании, представляли для современников гораздо меньший интерес, нежели события политические или церковные. Они, вероятно, относились к тому же разряду, что и снег, дождь, гром и молния, «погиб» Солнца или комета. Почти нигде нельзя встретить иного объяснения болезни, как только «по грехом нашим».

Это свидетельствует о том, какой уровень мышления существовал в то время в русском обществе, и даже среди образованной его части — летописцев. Во многом, однако, это объясняется безраздельным господством церковного догмата над умами современников (даже до сих пор некоторые отцы церкви склонны объяснять природные явления авторитетными изысканиями Св. Василия Великого, делавшего свои «научные» выводы на заре нашей эпохи, когда нельзя было и помыслить о науке в том смысле, как мы понимаем ее сейчас).

Меры же, которые принимали наши предки, были бесхитростным выводом их представлений о болезнях. Они (меры), бесспорно, могли быть необычайно грандиозными — от многократных крестных ходов до возведения храмов за один день, но вряд ли кто-нибудь станет сомневаться в том, что эффективность подобных актов была нулевой; более того, они скорее усугубляли обстановку: при скоплении больших масс людей скорость распространения болезни только возрастала; в 1352 г. мы видим пример того, как из-за религиозных мер борьбы с эпидемией она перешла из Пскова в Новгород."

 

Вот ещё как версия... https://ru.wikipedia.org/wiki/Ересь_жидовствующих

Новгород-Москва... кон. 15-го-нач.16 века

В наше время АСД (адвентисты седьмого дня) считают их своими предшественниками

относят себя к протестантам... крестов не носят...

Кому очень интересно можно статью из Википедии дочитать внимательно и до конца

Там и о непочитании икон и креста..и глумлении над ними

и движение было не маленьким... Написано что в 1491 году ожидая 2-е пришествие, многие не засеяли поля... и был голод...

Вот ещё... из других источников текст:

(«ересь жидовствующих»), иудейское еретическое движение в Древней Руси последней трети XV — н. XVII в. Пыталось насаждать в Русской Церкви иудаизм. Свое название оно получило от слова «жидовство». Продолжая тысячелетние традиции тайных иудейских сект, жидовствующие выступали против христианского учения, отрицали Святую Троицу, хуля Сына Божия и Святого Духа. Они отвергали Божество Спасителя и Его Воплощение, не принимали спасительных Христовых Страстей, не верили Его преславному Воскресению, не признавали они и всеобщего воскресения мертвых, отрицали Второе славное Пришествие Христово и Его Страшный Суд. Они не признавали Духа Святого как Божественной Ипостаси.

Жидовствующие отвергали апостольские и святоотеческие писания и все христианские догматы, учили соблюдать закон Моисеев, хранить субботу и праздновать иудейскую пасху. Они отрицали церковные установления: таинства, иерархию, посты, праздники, храмы, иконопочитание, все священные предметы, службы и обряды. Особенно ненавидели они монашество.

Жидовствующие надругались над Честным Крестом, Святыми иконами и Мощами, совершая над ними бесчинства, непредставимые для человека, выросшего в Православной вере. По свидетельству св. Иосифа Волоцкого, глумясь над святынями, они говорили: «Надругаемся над этими иконами, как жиды надругались над Христом»

хотя в статье явно много вымысла... Вся наша история писалась с уклоном господствующей власти... большевики свою*историю*писали... православные свою... начиная от староверов, выставляя их с неприглядной стороны...

но умный человек поймёт...

 

хотелось бы добавить, что данное понятие как - "Ересь жидовствующих" зародилось немного ранее, чем в XV веке и не в Новгородской Республике, а:

- В конце XV и в начале XVI в. стала распространяться здесь новая ересь – ересь жидовствующих. В Новгород занес ее киевский ученый еврей Схария. Переиначивая христианство на манер иудейской (жидовской) религии, Схария отрицал учение о Троице, о божественности Иисуса Христа, Ветхий Завет ставил выше Нового, отвергал учения отцов церкви, почитание св. мощей и икон, церковные таинства, обряды, монашество. Ересь жидовствующих представляла смесь иудейства и христианства. В Новгороде Схария нашел много сторонников: между ними были духовные лица и самые образованные новгородцы. Главные еретики-жидовствующие отличались благочестивою жизнью, большой ученостью; говорили они убедительно, спорить с ними было не под силу малообразованным священникам, и лжеучители легко могли сбивать с толку людей, вовлекать их в ересь, и она расходилась все шире и шире.

В 1480 г. был в Новгороде великий князь. Тут ему понравились два священника – Дионисий и Алексей. Он взял их с собою в Москву, назначил их протопопами, одного – в Архангельский, а другого – в Успенский собор. Оба они были заражены ересью жидовствующих и стали тайно распространять ее в Москве. Тут нашлось много последователей, даже между духовными лицами: к ереси пристал архимандрит Симонова монастыря Зосима, любимый государев дьяк Федор Курицын и невестка князя Елена.

Жидовствующие вели себя очень осторожно: перед людьми твердыми в православной вере они старались казаться строгими ревнителями православия, но людей слабых мало-помалу опутывали и склоняли в ересь. Особенно хлопотали они о том, чтобы на священнические места проводить своих соумышленников, и это им часто удавалось. Таким образом, ересь жидовствующих втайне разливалась все шире и шире.

 

В 15-16вв была церковь\часовня с монастырским погостом. Крупная пластика либо с самого погоста, либо это разрозненный клад содержимого церковной ризницы.

Можно почитать исследования А.В. Алексеева по Подмосковью, там всё про это хорошо написано.

Лет пять назад попал на такое место. На фото кресты ломаные оттуда, притом это лишь мизерная часть, так как место было уже давно известно многим. Сколько копарей встречал, так у всех этих обломков очень много, да и целых достаточно. Не смотря ни на что, но после каждой распашки появляются все новые и новые кресты, как ломаные, так и целые. Сам так находил закладуху пропеллеров. Среди совершенно новых не ношенных крестов в стопочке, был и ломаный. Естественно там никакое не кладбище, так как площадь совсем небольшая, а крестов там было сотни, а скорее всего тысячи. Церковь там была. По-моему мнению, люди несли кресты и прочую пластику в церковь по каким-то причинам, а когда она там накапливалась, то поп просто-напросто прикапывал их в землю, а возможно и сами люди прикапывали кресты возле церкви. А так как в основном кресты совершенно не ношенные, то, скорее всего их покупали лишь для этой цели. Может что-то загадывали, может таким способом неудачу, беду от себя и семьи отгоняли, возможно, наоборот удачи ждали.

 

Обратимся к самой эпохе. Опричнина. Кто они опричники? Псы. Без веры и милосердия. Жгли. Убивали. Грабили. Сжечь деревушку вместе с церковью или часовенкой, да не вопрос. Только пошарпать ее сначала. А может деревушку сожгли, а часовенку побоялись? И она разрушилась со временем, как дом без хозяев, похоронив под собой крестики и иконки, кои несли прихожане к алтарю в надежде получить от Всевышнего милость? А может то сделали интервенты? Те жгли не только хутора, они и символы веры православной уничтожали, теша себя благами, которые пошлют им их Боги в обмен за верную службу кресту католическому или полумесяцу.

Можно много гадать. Ответ остался там, в прошлом.

Мое мнение, что это часовни, уничтоженные запустением или ворогом, в которые люди несли свои святыни и подвешивали их (или просто клали) к ликам святых с мольбой о здравии, богатстве, удачном замужестве, урожае и тд.

Я лично не думаю, что кресты поломаны людьми. Какой смысл ломать символ своей веры? Представляю себе холопа, который в страхе перед Господом за деяния свои ломает крест... Закапывающего в святую землю могу представить, но ломающего не могу. Не вяжется. В эпоху советского безбожия могу. В 16 веке не могу. Да и свежую бронзу не так легко сломать, а уставшую, в которой 70 процентов окислов и которая потеряла свою пластичность - элементарно. При отсутствии останков, могильных плит и камней - это именно часовенки.

При таком большом размере и тонкости "свежей бронзы", которую имели пропеллеры - всё ломается легко при нескольких перегибах, даже обломки (я на спор это уже доказал, обломок тоже гнулся и металл был не гнилой), тем более желание сломать крест было по-видимому очень большое, поэтому могли ломать не только пальцами, но и деревом или через тряпку. Хотя руками сломать даже свежевылитый пропеллер, думаю уж точно, не представляет труда по вышеперечисленным причинам. Ребёнок сломает. Потому и изгибы на обломках, которые подтверждают многие "бывалые" люди, копающие многие годы. И патина на сгибах тогда же и легла, потому это сломы старые с кручением и перегибами. Никакая почва на это не способна, тем более ломанные и целые кресты лежат рядом, а то и стопкой, но какие-то ломанные, а какие-то целые. Ерунда это про почву, люди ломали и складывали аккуратно в ямки.

С дури можно что угодно, сломать, конечно. Останусь при своем мнении. Но если вернуться к вопросу - то возникает вопрос другой. Предположим кресты ломали все же люди. Но зачем на части? Достаточно просто его пополам сломать. Скажем, ритуальный процесс. Но ломать на много мелких частей... это уже психическое отклонение. Сродни разрыванию листа бумаги на множество мелких кусочков, чтобы насладиться звуком рвущейся бумаги.

Как-то все это странно, по меньшей мере...

Почему сейчас не ломают кресты? Ведь масленницу мы отмечаем до сих пор. Сохранили языческий обряд же. А тут вот ррраз и забыли не такой уж древний обряд. Не увязывается все это в единую картинку....

Вот сломанный пополам. Крайний справа внизу, чёткий такой пропеллер, без признаков изношенности. Почва и мороз? Почему тогда эти факторы не отломали "слабенькие" лучики, а сломали здоровенный, отлично сохранившийся и ни разу не корродированный крест именно по диагонали? Обычно где тонко - там и рвётся, тут же всё наоборот - сломано по самому жёсткому варианту. Ответ прост. Только человеческие руки так ломали, специально, намеренно желая уничтожить именно Распятие или Оранту, видать на них и нацелен был этот разлом. Ничего другого. Причём явно виден изгиб.

Я не силен в иконографии, но может быть в случае, если это дело рук человеческих, этот процесс связан с изменениями именно в изображениях святых? Старые изображения святых, сочетания самих сюжетов и тд отвергались веянием времени или даже указом самого царя-самодура или такого же патриарха, поломали и новое нацепили распятие, по новым канонам или моде сделанное. А старое, чтобы другой не носил, закапывали на святом месте. Сняли распятия всем хутором и отнесли на место. Отсюда и отсутствие останков и могильных плит. Можно и дальше размышлять...

Тоже задумался над этим моментом. Легче отломать весь луч от креста и не мучатся, ломая сантиметр - полтора, если только это не связано с изображением святого.

Интересная и вполне живая версия. Может именно поэтому, и "обламывали" святых на концах лучей? Может это и есть некое рациональное зерно по мелким обломкам пропеллеров? Я бы к такой версии вполне прислонился. Кто-то отвергал святых, а кто-то и Христа с Богоматерью, отсюда и по-разному ломаные кресты, одни пополам, другие на мелкие обломки, а третьи вообще целыми - а вдруг всё наладится, всё вернётся взад и придётся откопать крест и носить дальше.  Может и так. Кто знает.

 

Так же необходимо отметить, что ломали ТОЛЬКО кресты... Причем в основном "пропеллеры" сломанных иконок в постах не видел. Это к тому, что есть выражение "нести свой крест" - может дело в этом...

Даже, скорее всего в этом. Я тоже не видел ломаных иконок, ни по диагонали, ни на кусочки, никак. Или чтобы поднимали несколько кусков иконки из одной ямки. Хотя они попадают и сверху и со штыка - без разницы, но что-то почва, мороз, мыши, черви, корни и кроты - не ломают иконки, а целенаправленно охотятся за крестами. Ну, чисто охотники за крестами, причём все хором. Видать сговорились.

Интересный момент, если принимать ВАШУ версию, то странно, что нет ни одной иконы - ведь их так же носили, как и кресты. Нет ни целых ни поломанных.

 

Да ребята, тема затронута очень интересная. И возможно наши умозаключения, когда то пригодятся кому, то в трудах. Просто как версия! Только вот узнаем ли мы правду? вот в чем вопрос!

Все процессы с металлами ми уже обсудили. Теперь о нас. О людях верующих.

Что могло заставить человека пойти на такой поступок?

Думаю разочарование! Когда человек разочаровывался в Боге, по тем или иным причинам, именно тогда он и совершал подобные деяния. Порча икон, переломы крестов, или любые другие действия направленные в том же русле, имеют массу примеров, и если порыться в архиве, можно кучу примеров найти. Помню, как то проходил топором рубленный энколпион, вообще присел тогда.

 

Также правильной будет версия о неком обряде, когда снимали с себя крест со всеми заботами и тяготами! И возможно, некоторые люди их ломали намеренно по своим особым соображениям, или, рекомендациям других таких же!

И опять это все наши рассуждения и догадки.

 

Кстати то, что сломан один, а остальные целиком вместе закопаны, вполне могло быть следствием приезда опричников, с новым указом об изменении иконографии крестов к примеру. Зачитали указ, демонстративно сломали крест на мелкие куски и велели остальные также поломать и убрать из церкви под страхом смерти. Вот поп собрал обломки, аккуратно сложил их с целыми и закопал, от греха подальше. Не забывайте, времена были суровые, князья самодуры между собой грызлись как незнамо кто, "не было не одной княжеской семьи, где брат родного брата не убил, дядю, племянника или родителей" вот такие летописи...

И ещё всем известный факт спила с крестов "Архангела Михаила", после кровавой бойни между братьями Князьями за Ярлык Хана и Удельные Земли.

П.С.

Кстати кресты действительно могли лежать в удалённых часовнях и храмах не одно столетие, и соответственно предписаний удалялись. Вполне могли долежать до времён Никоновской реформы кресты 14-15 веков в виду супер массовости производства.

Попадалась мне как то статья в СА, по-моему, где автор рассуждал об исчезновении с крестов в петровское время изображения Христа, и говорил он об указе священного синода запрещающем изображать на крестах "бесов и гадов" вот еще одна из причин... отказа от этих крестов... хотя иногда их чуть ли не до последнего носили...

В 1551г состоялся Стоглавый собор, на котором менялись правила иконографии и церковного искусства, а с нашими "перегибами на местах" возможно, что и кресты ставшие "неправильными" ломали или закапывали.

 

Повторюсь и процитирую, официальная наука считает, что пластика сломана в результате хозяйственной  деятельности. Каждый, кто находил подобные места, Вы уверены, что по прошествии 400 лет это место никогда не пахалось или не копалось повторно??

А теперь можно подумать, почему обычно всегда ломаные - пропеллеры и энколпионы, а иконки почти всегда целые??

У иконок от нажима плуга или лопаты сопротивление в земле меньше, они там быстрее проворачиваются, чем пропеллер с его крупными лопастями, а если ещё скажем, распашка ведется по мерзлому грунту? Что тогда будет с этим крестом???

Я же написал, что довольно часто попадаются целые. Не правда ли?

Я тоже не первый день копаю и могу сообразить, где пахалось, а где нет. Не может земля ломать выборочно, даже в лесу, из-под корней вытаскивали целые, ровные кресты.

Люди их ломали, дабы исключить мародерство.

Вполне возможно. Одни ломали кресты чтоб не плодить мародерство, другие некоторых святых не переваривали по каким-то своим сектантским мотивам и тоже ломали, третьи трухнули власти и пополам сломали крест, четвёртые - от болезней и хворей избавлялись, пятые ломали старый тип пропеллера и покупали новый (без бесогона, к примеру), шестые поглумились над крестом разбойника и сыпанули обломки ему в могилу и т.д. и т.п. Версий масса, точного ответа так и нет.

Земля ломать и гнуть не может. Ломали и гнули в более позднее время люди своими же плугами и лопатами.

В том то и смысл, после ручного плуга у того же решетчатого перстня или иконки больше шансов остаться целыми, нежели чем у пропеллера.

 

16 век. Меди своей в России недостаточно. Из-за бугра, через Новгород, медь в виде цветного лома, в бочках "расходилась по стране. Местечковых "литеек" было огромное количество, как правило, церковных. То, что выкопана именно "литейка", подтверждает наличие остатков крестов (старых обломков) вместе с целыми. При литье использовался лом, с разным содержанием меди, и изготовить однородный сплав практически не представлялось, в связи, с чем кресты, после извлечения из форм просто ломались (к примеру, большое содержание цинка), Эти обломки не закапывались и не выбрасывались (очень дорого). Их собирали отдельно в выбраковку с целью последующей переплавки. Туда же помещались и изделия с непроливами, и просто банальный брак. (посмотрите у себя целые изделия и скорее всего, обнаружите целые кресты и створки без следов бытования, имеющие непроливы или с нечетким отпечатком какой-то части креста (медальона).

На любом пункте приема цветмета, "пробейте" прибором состав сплава целых крестов и обломков (поймете, почему они ломались при изготовлении)

Вплоть до конца 17 века осуществлялись набеги татар,

селения горели, добро "ныкалось", мастера угонялись в рабство. Это и объясняет, что изделия в переплавку не пошли.

Выкопал лично 2 подобных "схрона" 16 века. Набор то же самый, что и на фото автора топика. Причем ареал бытования крестов, с признаками той "литейки» (по оглавию, обработке и др. признакам) в радиусе 30 км. Чуть далее, те же пропеллеры и створки, но явно другой мастерской.

В моем случае, изделия находились в глиняных сосудах (в конце копа доставал глиняные днища с крестами). В верхних слоях черепки с крестами вперемешку. Много чешуи Ивана 4 (там же и шла торговля готовыми изделиями).

Одна проблема-формы. Их можно обнаружить, только если лили в камень. В случаях с грунтом или чагой, найти не реально.

Кто собирал обломки? Батюшка? Литейщик? Кто эти обломки приносил и куда? В церковь? В литейку? Откуда обломки и зачем кресты вообще ломали? Брак? Почему тогда створки энколпиев и квадриков зачастую ношенные, причём даже с непроливами?

Ни на один из этих вопросов Ваш пост не отвечает. Обычное бла-бла-бла.

Где следы литейки на месте нахождения крестов? Где горячие камни (попалось всего 2-3шт, меньше чем на обычной домовине того времени), где шлак, где оплавки железные, которые звенят так что оглохнешь? Вы хоть раз литейку находили? Там вообще не промахнёшь, т.к. абсолютно всё звенит под катухой.

Ни на один из этих вопросов Ваш пост не отвечает. Всё мимо.

 

Два раза попадал на похожие места, где в количестве попадались кресты.

В первом случае высокий холм, где раньше стояла церквушка. На южном, довольно крутом склоне все было усеяно крестами от 16 до 18 века. Всего с площади 15х15 метров за три выезда было поднято около 70 различных крестов. Часть крестов были целыми, но было много сломанных. Почти на всех было видно, что сломаны они, были намеренно. Попадались киотные кресты, просто закрученные винтом, но не сломавшиеся от такого загиба. Захоронение на этом склоне 100 % исключено - очень обрывисто. Из-за этого же исключена и перепашка. Единственная здравая мысль, возникшая у нас тогда, что люди просто бросали кресты с холма. Возможно перед или после посещения церкви. Кто-то из нас тогда высказал мысль, что возможно эти кресты после отпевания усопшего ломали и бросали с холма вследствие какого-нибудь суеверия или предрассудка. Слышал, что вроде у кого-то из староверов нельзя было хоронить человека с металлическим крестом и его заменяли на деревянный.

Во втором случае попалось такое место моему товарищу на обычной деревеньке, прекратившей свое существование в начале 20 века. Участок на склоне холма 5х15 метров, между оплывшим колодцем и дорогой. Крестов там за 3 года найдено больше сотни, разброс по времени от 16 до 19 века. Так же на многих крестах видно, что это сделано намеренно руками человека. Захоронение полностью исключено, но место пашется.

 

В качестве бредовой мысли: не могло ли это быть место, где за доплату можно было поменять порченый крест на новый? Погнул по пьяни, или же поломал, всяко в жизни бывает. Так можно  тоже объяснить наличие и целых и ломаных в одном месте.

Я об этом раньше говорил. Обменный фонд в виде целых крестов и ломаные разновременные кресты говорят как раз об этом. Мою версию пропустили и не обсудили.

Плюс к тому, господа, не забывайте, что кресты делались из разных сплавов. То, что ближе к современной латуни, легко можно согнуть несколько раз туда и обратно, а вот оловянистую серую бронзу при малейшем нажиме легко сломать, она хрупкая, даже новую.

 

Есть Святая Вера в Бога, а есть и "поверья" (приметы всякие там, ну и все остальное, что от лукавого). И они идут бок о бок. Я вон давеча (утром сегодня) говорю своей - пойду помоюсь, а она: - ты что, охренел? Сегодня ж праздник! Я даже в ступор встал, но на всякий позвонил своему другу и Духовному Наставнику. Он только посмеялся, сказал - если хочешь, можешь грязный ходить в праздник. Мне аж неудобно стало за мой вопрос (хотя я и раньше к нему с такими глупостями вопрошал)

Так вот, к чему это я. По моему мнению - крест нетленный не закапывался вместе с усопшим, а отдавался родственниками усопшего Священнику, а тот в свою очередь складывал их в одно место. С чистой Верой человек просто передаст батюшке, а человек с предрассудками и верой в приметы разные, возьмет и сломает, а не сможет- то хоть погнет. А примет много всяких (чтоб ни кто не смог его (Крест) носить потом). Батюшка может и пожурит, но крест примет и положит вместе с остальными.

Нести свой крест...", "Поставить на прошлом крест...", "Не поднимать (надевать, примерять) чужой крест...", "Не попирать крест ногами..." вот что предшествовало образованию такого рода "распашек".

Крест на протяжении всей жизни сопровождал человека, если жизнь не удавалась или что-то шло не так (заболевания, разного рода несчастья и т.п.) возникало желание изменить свою судьбу, оставить весь негатив в прошлом - крест закапывался, а что бы наверно, еще и ломался. Где попало, не закапывали, закапывали на святой земле (погосты, часовенки, святые источники и т.д., иногда бросали в воду реку или озеро), дабы не попирать ногами...

Закапывали не только кресты, образки, но и другие предметы, к примеру, кольца, любой предмет символизирующий прошлую жизнь.

По моему скромному мнению "пропеллеры" 100 % обрядовые кресты.

Насчёт того, что кресты спецом прикапывались людьми, причём либо целыми, либо гнутыми, либо уже ломанными - уверен на 99%, причём почему-то закапывали даже те, на "которых муха не сидела", что само по себе странно.

А вот почему они это делали, зачем и по каким мотивам - пока не совсем ясно. Хотя правдоподобных версий много, но ИМХО ни одна точно не объясняет столь странное поведение древних. Нестыковки и противоречия всегда присутствуют. Видимо копий ещё будет сломано немало на этом поприще, как уже и было сломано до этого в подобных дискуссиях на различных ресурсах.

 

В теме имеет место слишком утрированный упор на умозаключения субъективного восприятия, не опираясь в здравую логику. Причем, с рьяным упорством. Типа, нет, и все тут... Ощущение, что просто блокируются очевидным доводам, в поиске некого открытия, не допуская мысли, что его просто не существует. Нет, кресты ломаны специально, и от этого вся пляска дальше... И пошел поток абсурдных версий.

Давайте немного упорядочим.

По сути, тема в двух вопросах. Первое – что за место со скоплением данной пластики. Второе – явление ломаных крестов. Причем, оба вопроса тесно связаны. Где если ответить на первый, второй отпадает сам собой.

 

Ладно, играем по правилу - все наоборот. Зайдем со второго вопроса. Подчеркиваются совершено очевидные детали в сломах, объясняются простейшие причины разной погнутости, с трещинами и без, образование сломов. Причины разломанных рядом с неломанными, и т.д. Поддается объяснению каждый прозвучавшей вначале момент, приведший к версии умышленной порчи крестиков. Увы, не услышали, не прониклись...

Ну а если все-таки с главного первого вопроса зайти, да с простой и здравой логикой?

Ответ есть, совершенно объективный, и не дающий повода сворачивать в сторону – дело происходит на месте постройки церковного назначения, некогда деревянная церквушка или часовенки.

Это объясняет в ряде случаев наличием соседствующих захоронений. Это объясняется наличием именно крестов, причем наперсных, и энколпионов (в некоторых случаях и иконок). Надо ли доказывать, что данная пластика принадлежала священнослужителям? Можно, конечно, утверждать, что наперсные кресты носило еще и, например, воинство уровня из дворянских или боярских потомков, или представители купечества и т.д. Но тогда не объясняется их скопление на малом участочке! Даже если бы кресты, принадлежавшие не только священнослужителям, по каким-то причинам хранились бы в часовне, то очевидно это бы не носило выборочный характер, и мы бы сталкивались с куда большим количеством мелкой и простой пластики, а не наперсными. Стало быть, кресты священнослужителей. Отсюда логическая цепочка дальше. Версии массового мора от эпидемии, неких надуманных таинств закапывания, недовольства судьбой, с последующим ломанием своего креста, или довольством, и уже не ломания, но закапывания все равно, литейки, сбор металлолома и прочее услышанное – минимум заблуждение, максимум – абсурд. Просто проанализируйте, и посмотрите со стороны на свои версии!

По вопросам.

Кресты, возможно, почивших. Может призванных на ратную службу монастырских слуг. Может еще, каким причинам скапливались. Но священнослужителей. Находились ли они в одном месте (ларце), или развешаны, может, уложены, мы тоже не знаем, не ясновидящие, а логику не подстроить. Хотя, помнится описание некого Голицынского клада крупной пластики на подобном месте, якобы было все в одно ящике. Может и так. А может, имеют место быть оба случая. В любом случае, это не определяющие моменты. Ясно, что концентрировались в церковной постройке, очевидно исчезнувшей в процессе естественного ветшания и разрушения. По этой причине, во многих случаях подчеркивается наличие очертания небольшого холма на месте концентрации крестов. Пластика по разрушению попала в землю, с первым этапом возможных повреждений.

Наличие надгробных плит - ибо часовня отстраивалась на могиле священнослужителя, либо захоронения уже после периода разрушения постройки.

Разница в качестве пластики (ношена, или не ношена), нетрудно объясняется, что не все носили постоянно один крест. Не все успевали пройти свой жизненный путь священнослужителя до седой бороды. Да и, в общем, то, это не нательные кресты, постоянно носимые. С чего им быть поголовно заношенными? Голову здесь ломать не нужно объяснениями, достаточно обычного порядка вещей.

Попадание в комплексы более ранних предметов, объясняется тем, что некоторые из них могли передаваться из поколения в поколение. По тем же причинам, мог быть и больший износ.

Даже если бы и были фактически случаи умышленной ломки крестов по причине (кто знает, что там, в голову ударило кому), то эти явления имели единичных характер в виду невежества, но не некого общепринятого таинства в массовом исполнении, по всей русской земле, да не сохранив отпечаток в истории до наших дней.

 

По материалам сайта www.reviewdetector.ru

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить